МВД выпустило приказ «О правилах задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств».
В конце декабря прошлого года правительство России выпустило «правила задержания, помещения на штрафстоянку и запрещения эксплуатации транспортных средств». В них объяснялось, каким образом можно снимать номера (запрещать эксплуатацию транспортного средства) и увозить машину на штрафстоянку (задерживать) за нарушения, перечисленные в статье 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). Там предусматривается, что отправить на штрафстоянку можно: за езду с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством; отсутствие у водителя документов на автомобиль и прав на управление; вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, а также отказ водителя от прохождения медицинской экспертизы. Кроме того, к штрафстоянке инспектор имеет полное право «приговорить» автомобиль без полиса ОСАГО. Снимать номера, по КоАП, можно за непройденный техосмотр, неисправные тормоза и рулевое управление.
Быстрее всех разобрались со штрафстоянками и эвакуацией столичные власти, о чем подробно рассказывала «Газета.Ru». Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин, не дожидаясь приказа вышестоящего начальства, дал указание столичным гаишникам эвакуировать машины водителей, нарушивших правила парковки, или пойманных на дороге без документов и в пьяном виде.
Тем не менее в большинстве других регионов машины нарушителей на штрафстоянки не ставили, а номера не снимали нигде. Как объясняли сотрудники ГИБДД, для них руководством к действию является только приказ вышестоящего начальства, то сеть Министерства внутренних дел. Во вторник такой приказ опубликован в «Российской газете».
Через 10 дней, когда приказ МВД вступит в силу, гаишники всей страны смогут запрещать эксплуатацию автомобиля (то есть отобрать номера) за отсутствие техосмотра, неисправные тормоза и рулевое управление.
О снятии номеров должен составляться протокол, с которым можно ездить только в течение одного дня. Получить знаки обратно можно будет после устранения причины запрещения движения. Как пояснил «Газете.Ru» начальник отдела административной практики и дознания Главного управления ГИБДД МВД России Владимир Кузин, получать номера обратно придется в том отделе ГАИ, где автомобиль зарегистрирован. То есть «железки» вместе с протоколом будут пересылаться между подразделениями ГАИ по почте или с курьером. Пока номера не окажутся в отделе, где стоит на учете машина, никто не разрешит эксплуатацию, даже если причина запрета будет устранена.
«Если у водителя из Москвы из-за какой-то неисправности забрали номера где-то в Тверской области, он вправе попросить не отсылать их в столицу, а съездить в местный сервис, устранить неисправность и получить обратно, – объясняет Кузин. – Если же эксплуатацию машины запретили за отсутствие техосмотра, водителю в любом случае придется возвращаться на машине в Москву, проходить техосмотр и забирать регистрационные знаки в том отделе ГАИ, где зарегистрирован автомобиль, – туда их должны переслать в течение пяти дней».
Впрочем, возможность остаться без номеров скорее касается именно тех, кто ездит без техосмотра. Ведь при его наличии устраивать дополнительные проверки работоспособности автомобиля запрещено. Гаишник может озаботиться состоянием техники, только если машину явно бросает по дороге или она очень неудачно затормозила перед светофором. Еще надо учитывать, что за те же неисправности рулевой и тормозов машину могут увезти и на эвакуаторе. Это прописано в том же приказе и КоАП. А это уже значит, что водителю придется более настойчиво уговаривать инспектора не вызывать эвакуатор, а гаишник уже сможет выбирать по обстоятельствам, как поступить. Главным же аргументом на дороге, как всегда, станет предложенная инспектору сумма.
Кроме того, и сами гаишники отмечают глупости и несоответствия в законах. Как считает просивший об анонимности высокопоставленный сотрудник столичного ГИБДД, лишенный номеров автомобиль все равно останется практически безнаказанным. «Если машина без техосмотра – это полбеды, – говорит источник «Газеты.Ru». – А если машина катается без тормозов? По приказам получается, если водитель поедет на лишенном номеров автомобиле на следующий день и его остановят, машину у него опять-таки не отнимут. В таком случае ему грозит только штраф в 50 «рэ» за управление автомобилем без регистрационных знаков. Таким образом, на неисправной машине можно спокойно ездить, периодически отстегивая небольшие, по сути, штрафы».
При этом наш источник сомневается, что все водители, пренебрегавшие прохождением техосмотра из-за несерьезности наказания (штраф за отсутствие ТО – 50 рублей) непременно бросятся на пункты технического осмотра. «Когда появляются новые рычаги давления на автовладельцев, некоторые из них действительно сразу стараются устранить расхождения с законом, – говорит гаишник. – Но я уверен, что лишь 15–20% из тех, кто ездит без техосмотра, поспешат его срочно пройти. Остальные продолжат ездить без него. А, как следствие, нечистые на руку сотрудники ГИБДД получат еще один лакомый кусочек. Ведь, как только приказ вступит в силу, «полтинником» за отсутствие ТО уже не откупишься».
Тем не менее сотрудники техпостов при ГАИ наверняка попытаются под шумок поднять неофициальные расценки на «льготное» прохождение ТО. Ведь многие автомобилисты станут намного сговорчивей, вспомнив о потерянном в очередях времени и возросших аппетитах постовых на дороге.
*