“Карлсон” дотянет до Марса. В Химках изобрели уникальный межпланетный корабль, способный долететь хоть до Солнца
Сотрудники подмосковного НПО им. Лавочкина изобрели “паруса”, способные донести космический аппарат до границ Солнечной системы. При наличии денег “космическая каравелла” готова стартовать хоть завтра.
В НПО не только изобрели солнечный парус, но и скроили его, подготовили к практическому запуску. Дело за малым — найти четыре миллиона долларов для осуществления дерзкого эксперимента. Стоит также заметить, что на этих своего рода курсах кройки и шитья мы вовсе не одиноки. Нам буквально наступают на пятки и американцы, и немцы, и японцы. Потому что идея больно уж хороша — вышел из земной атмосферы, как из гавани, и плыви себе по мировому космическому пространству к другим планетам и прочим черным дырам. Не тратя при этом драгоценного горючего. Ведь космический корабль здесь толкает в паруса… свет Солнца. А его, по самым скромным подсчетам, хватит еще на пять миллиардов лет.
Что же это за паруса такие, из чего их “шьют” и как они, собственно, работают?
Виктор Кудряшов, директор “солнечного” проекта, ведет в святая святых фирмы — “солнечное” КБ. Здесь парус разрабатывали, здесь собрали макет. Здесь испытали и подготовили к полету штатный космический аппарат с солнечным парусом. Один из его элементов — треугольный серебристый лепесток площадью в 75 квадратных метров. Каков он на ощупь? Представьте, что у вас в руках струится полимерная пленка толщиной в пять микрон, покрытая с одной стороны алюминиевым субмикронным напылением. Это и есть космическая парусина. Такой пленкой располагают практически все космические страны. Поверхность лепестков паруса армирована специальной лентой, позволяющей локализовать повреждения паруса в полете, например, в случае пробоя микрочастицами.
Что касается всего паруса целиком, то он состоит из восьми таких лепестков. Каждый из них упакован в контейнер размером с энциклопедический словарь. В открытом космосе паруса должны развернуться и будут удерживаться пневматическим каркасом, который приобретает необходимую жесткость после того, как их наполнят газом. Все восемь лепестков крепятся к метровой платформе, на которой размещается необходимая аппаратура.
Смотрю на тончайшую солнечную ткань, ажурные конструкции и не могу скрыть удивления: и вот ЭТО потащит за собой космическую платформу?
— Да, — утвердительно кивает Кудряшов. — Несмотря на то что на площадь нашего паруса в шестьсот квадратных метров действует сила всего-то около трех граммов.
Здесь необходимо некоторое объяснение. По земным меркам давление фотонов солнечного света весьма незначительно — абсолютная величина светового давления Солнца на уровне орбиты Земли равна примерно 4 микропаскалям, но при отсутствии гравитационных факторов и воздействия атмосферы оно действует в течение длительного времени и поэтому может существенно влиять на положение и траекторию космического аппарата.
При благоприятных условиях такого давления вполне достаточно для того, чтобы космический парусник разогнался до скорости в несколько десятков километров в секунду (!). Причем наиболее эффективно использовать парусник можно именно в межпланетном сообщении — свет солнца все время ровно “бьет” в паруса. А на околоземной орбите платформа с парусом периодически находится то на свету, то в тени Земли. А значит, придется также периодически поворачивать каждый лепесток вокруг своей оси. Но это уже, как говорится, дело техники.
Начнут ли использовать солнечные паруса уже в самой ближайшей перспективе? В НПО имени Лавочкина убеждены, что все к тому идет. Конечно, о станции с экипажем на борту речи пока нет, но вот в качестве космического зонда с научной аппаратурой, который можно направить к границам Солнечной системы, солнечный парусник вполне реален.
Об идеях использования космических парусов читайте в «Московском Комсомольце».
***