Сотрудники подмосковного НПО им. Лавочкина изобрели “паруса”, способные донести космический аппарат до границ Солнечной системы. При наличии денег “космическая каравелла” готова стартовать хоть завтра.

В НПО не только изобрели солнечный парус, но и скроили его, подготовили к практическому запуску. Дело за малым — найти четыре миллиона долларов для осуществления дерзкого эксперимента. Стоит также заметить, что на этих своего рода курсах кройки и шитья мы вовсе не одиноки. Нам буквально наступают на пятки и американцы, и немцы, и японцы. Потому что идея больно уж хороша — вышел из земной атмосферы, как из гавани, и плыви себе по мировому космическому пространству к другим планетам и прочим черным дырам. Не тратя при этом драгоценного горючего. Ведь космический корабль здесь толкает в паруса… свет Солнца. А его, по самым скромным подсчетам, хватит еще на пять миллиардов лет.

Что же это за паруса такие, из чего их “шьют” и как они, собственно, работают?

Виктор Кудряшов, директор “солнечного” проекта, ведет в святая святых фирмы — “солнечное” КБ. Здесь парус разрабатывали, здесь собрали макет. Здесь испытали и подготовили к полету штатный космический аппарат с солнечным парусом. Один из его элементов — треугольный серебристый лепесток площадью в 75 квадратных метров. Каков он на ощупь? Представьте, что у вас в руках струится полимерная пленка толщиной в пять микрон, покрытая с одной стороны алюминиевым субмикронным напылением. Это и есть космическая парусина. Такой пленкой располагают практически все космические страны. Поверхность лепестков паруса армирована специальной лентой, позволяющей локализовать повреждения паруса в полете, например, в случае пробоя микрочастицами.

Что касается всего паруса целиком, то он состоит из восьми таких лепестков. Каждый из них упакован в контейнер размером с энциклопедический словарь. В открытом космосе паруса должны развернуться и будут удерживаться пневматическим каркасом, который приобретает необходимую жесткость после того, как их наполнят газом. Все восемь лепестков крепятся к метровой платформе, на которой размещается необходимая аппаратура.

Смотрю на тончайшую солнечную ткань, ажурные конструкции и не могу скрыть удивления: и вот ЭТО потащит за собой космическую платформу?

— Да, — утвердительно кивает Кудряшов. — Несмотря на то что на площадь нашего паруса в шестьсот квадратных метров действует сила всего-то около трех граммов.

Здесь необходимо некоторое объяснение. По земным меркам давление фотонов солнечного света весьма незначительно — абсолютная величина светового давления Солнца на уровне орбиты Земли равна примерно 4 микропаскалям, но при отсутствии гравитационных факторов и воздействия атмосферы оно действует в течение длительного времени и поэтому может существенно влиять на положение и траекторию космического аппарата.

При благоприятных условиях такого давления вполне достаточно для того, чтобы космический парусник разогнался до скорости в несколько десятков километров в секунду (!). Причем наиболее эффективно использовать парусник можно именно в межпланетном сообщении — свет солнца все время ровно “бьет” в паруса. А на околоземной орбите платформа с парусом периодически находится то на свету, то в тени Земли. А значит, придется также периодически поворачивать каждый лепесток вокруг своей оси. Но это уже, как говорится, дело техники.

Начнут ли использовать солнечные паруса уже в самой ближайшей перспективе? В НПО имени Лавочкина убеждены, что все к тому идет. Конечно, о станции с экипажем на борту речи пока нет, но вот в качестве космического зонда с научной аппаратурой, который можно направить к границам Солнечной системы, солнечный парусник вполне реален.

Об идеях использования космических парусов читайте в «Московском Комсомольце».

"Московский Комсомолец"

***