Госдума спорит с врачами по поводу стандартов образования
Сегодня Госдума принимает во втором чтении закон «О государственном стандарте образования». Против принятия закона и за внесение в него поправок выступили врачи. После проведения Минздравом всероссийской детской диспансеризации медики не перестают утверждать, что современная система школьного образования вредна для здоровья, поэтому закреплять ее законодательно нельзя.
Новый министр образования Андрей Фурсенко врачей не услышал: по его мнению, поводов для пересмотра учебных программ, в том числе касающихся физического воспитания молодого поколения, сейчас нет, пишет ГаЗеТа . Как говорят в правительстве, причина этого в одном: бюджеты, направленные на физическое воспитание, тогда придется отдать в Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, которое готово взять на себя эту ответственность.
На проходивших вчера в Госдуме прениях врачей с депутатами директор НИИ гигиены детей и подростков Владислав Кучма сообщил депутатам, что «система образования у нас призвана калечить здоровье школьников». Больше всего медиков беспокоит тот факт, что, принимая новые стандарты обучения, Министерство образования не советуется с врачами.
Депутатам напомнили, что за последние десять лет значительно ухудшилось здоровье школьников. Старшеклассников, страдающих хроническими заболеваниями, стало в два раза больше. Только 5% из них признаются практически здоровыми, при этом за последние пять лет в списке заболеваний, полученных во время обучения в школе, появилась гипертония, которая всегда считалась болезнью пожилых людей. У нынешних школьников высока вероятность возникновения инфарктов и других серьезных «сердечных проблем» уже к 30 годам.
Медиков также серьезно беспокоит увеличение количества случаев психосоматических заболеваний у учащихся. Ту же гипертонию у школьников вызывают психосоматические причины (тяжелые умственные нагрузки, переутомления и стрессы). Врачи отмечают все больше психических расстройств среди детей 15-17-летнего возраста. В этой возрастной группе врачи фиксируют уже свыше 70% школьников с такими заболеваниями.
Вызывает опасения и школьный травматизм: ежегодно медики регистрируют более 70 тысяч травм, полученных во время занятий физкультурой, из них 43% — травмы тяжелые и средней тяжести. Школьники просто не выдерживают физических нагрузок. При этом в несколько раз за последние пять лет увеличилось число детей, имеющих освобождение от уроков физкультуры по медицинским показаниям. Не стоит и говорить, что по специальной программе в школах с такими детьми лечебной физкультурой практически никто не занимается.
Помочь исправить ситуацию, по мнению врачей, может только медицинское наблюдение в школах (возвращение института школьного врача), усиление пропаганды здорового образа жизни, а главное — значительное уменьшение нагрузок в школе. Медики предлагают также включить в список учебных часов время, необходимое для выполнения домашнего задания (это от 3 до 5 часов в день).
Но министр образования и науки Андрей Фурсенко, присутствовавший на обсуждении закона в Думе, не согласен с врачами: информация о чрезмерных нагрузках школьников вызвала у него удивление: «Когда я учился в школе, у нас в учебниках было гораздо больше всякой полезной информации, чем в тех книгах, по которым школьники учатся сейчас. Но мы так не уставали, как современные дети, которые, по идее, загружены гораздо меньше». Почему министр против изменений в стандартах образования – понятно, пишет ГаЗеТа. Речь идет о деньгах: если всерьез заниматься проблемами здоровья школьников, то Минобразованию придется делиться деньгами с Федеральным агентством по спорту и туризму, которое готово взять на себя физподготовку детей. Поэтому достаточно провести пропаганду здорового образа жизни, не предложив никакой конкретной программы.
Такой пропагандой надо заниматься повседневно, заявил Фурсенко и добавил, что «решающую роль здесь должны сыграть, конечно же, средства массовой информации», ведь в той же Америке «пропаганда здорового образа жизни — это модно, людям повседневно вбивается мысль, что это хорошо, и это действует, как хорошая реклама».
*