Инженеры неустанно думают о завтрашнем дне. Будущее всегда выглядит радужным; вопрос в том, кто и что поможет туда попасть. Даже тяжелый спад последних трех лет мало поколебал эту веру в предпринимателях, руководителях ИТ-компаний и инвесторах. Но что именно станет той новой модной разработкой, которая выведет нас из хандры? Широкополосных доступ? Wi-Fi? Онлайновые игры? Веб-сервисы? Государственная безопасность? Вопрос надо ставить не так.

Чтобы узнать, где ты находишься, не надо искать на карте пункт назначения. Нужно проследить по шагам, откуда вышел. За последние годы место, «откуда мы вышли», в технологическом мире существенно изменилось. Пока мы наблюдали за надуванием dot-com пузыря и его последующем схлопыванием, самое «вчера» изменилось. Если раньше это была революция ПК и вычисления клиент-сервер, то теперь веб — вчерашний день.

Mosaic, первый коммерческий Web-браузер, появился десятилетие назад. Технология вчерашнего дня, веб никуда не денется, как и графический интерфейс пользователя, которому было десять лет в момент появления Mosaic, или сам ПК, которому уже за тридцать. Технология вчерашнего дня сегодня — это всепроникающая и зрелая технология. Но она уже не является двигателем прогресса и роста, как в пору ее расцвета.

Сегодня новшеством служат мощные цифровые устройства, которые становятся вездесущими и недорогими; они превращаются в ширпотреб. Услуги доступны через интернет и используют стандартное ПО. Мир становится неоднородным, сложным и распределенным.

Теперь компании заботятся не столько о том, как быстро работают компьютеры, сколько о том, как их находить и как использовать. Компании меньше думают, как перемещать большие объемы чего бы то ни было — песен или лаптопов, а ломают голову на тем, как сделать на этом деньги. Вот задачи сегодняшнего дня.

Конечно, компьютеры станут еще мощнее, сети передачи данных — быстрее, а запоминающие устройства смогут хранить несметные объемы данных. Но это всего лишь фон. Приход в онлайн гигантского числа людей и предприятий был выдающимся достижением, но это в основном пройденный этап, не считая некоторых неохваченных сообществ.

Сегодня важно то, как использовать всю эту объединенную мощь и как создать стандартизованную программную среду для ее продуктивной эксплуатации. Начиная с организации в компаниях распределенных команд для коллективной работы над проектами и до предоставления людям богатых интерактивных возможностей, доступных на разной аппаратуре и по разным каналам связи, все это задачи, которые можно решать, только когда для этого есть фундамент.

Умные руководители видят эту перемену. IBM, заметьте, уже не делает акцент на е-бизнесе, этом ключевом слове эпохи веба. Она перенесла свою энергию на разработки нового поколения, такие как Linux, распределенные вычисления и автономная вычислительная техника. Microsoft вкладывает ресурсы в пост-ПК и пост-Web разработки, понимая, что нужно серьезно готовиться к тому дню, когда ее дойная корова Windows выдохнется.

Dell Computer дошла до того, что исключила из названия слово Computer. Apple Computer быстро переносит акцент с простоты доступа к интернету на «цифровой стиль жизни», предлагая возможность обмениваться фотоснимками и музыкальными записями. А America Online, хотя и переживает трудности, знает, что ей нужно превращаться из компании, которая приводит вас в веб, в компанию, которая ведет вас дальше.

Вместе с изменениями в технологии меняется и поколение людей. Интернет-взрыв пришелся на времена, когда технологическая индустрия переходила от мейнфрейма к ПК, что символизировалось возвышением Microsoft и уходом на второй план IBM.

В мире корпоративных технологий аналогичный переход привел к выдвижению таких компаний, как Sun Microsystems, Oracle и SAP. Некоторые лидеры этой революции смогли адаптироваться и вписаться в новую среду. Microsoft это здорово удалось, но не сразу — сначала преимущество было у таких компаний, как Netscape Communications и AOL. Лидерами интернет-революции стали новички — энтузиасты из гаражей — наряду с опытными руководителями, участниками революции в сфере ПК и технологии клиент-сервер.

Настало время аналогичного сдвига, лидеры которого примут веб как должное или будут смотреть на него как на революцию вчерашнего дня. Обстановка изменилась для всех. Не только топ-менеджеры, но и инвесторы, аналитики и организаторы мероприятий должны приспособиться к новой жизни, иначе они рискуют отстать навсегда. В прошлом году по той же причине я организовал новую технологическую конференцию под названием Supernova. Перестроился даже сам создатель веба Тим Бернерс-Ли. Он продвигает собственную «версию сегодняшнего дня» под названием semantic Web, которая на самом деле имеет мало общего с вебом, каким мы его знаем.

Все это не означает, что инновациям или возможностям для роста больше нет места. Напротив. Новая среда создает новые задачи: от информационной перегруженности до борьбы со спамом и управления глобальными сетями невиданных масштабов. Она дает и новые инструменты для решения наболевших проблем, таких как поиск более удобных способов общения человека с компьютером или выгодных методов доставки контента по цифровым сетям.

У перехода к жизни после веба и после ПК есть еще более интересные следствия. Прямолинейное движение, такое как неуклонное повышение вычислительной мощности в соответствии с законом Мура, порядком надоело. Оно напоминает многочасовую езду по прямому хайвею в степи. Вы знаете, что когда-нибудь доедете куда нужно, но само путешествие начинает утомлять. Когда в дороге встречаются ступенчатые подъемы, при которых меняется вся экосистема, жизнь становится гораздо увлекательнее. Степень изменений больше не измеряется единственной переменной. Они происходят волнами, вызываемыми взаимосвязанными разработками, о соотношении между которыми мы лишь смутно догадываемся.

Вот что происходит сегодня. К числу технологий и концепций, вызывающих гул на отраслевых мероприятиях типа PC Forum, O»Reilly»s Emerging Technology Conference и Supernova, относятся социальное ПО, semantic Web, Web logs, rich Internet-приложения, веб-сервисы, безлицензионные беспроводные сети, распределенные вычисления, цифровые удостоверения личности, широкополосные медиа. Чем больше приглядываешься к этим разработкам, тем больше выявляется скрытых связей. Все это части одного большого целого, которое мы пока еще не умеем описать словами.

Мне нравится это будущее, потому что я уверен во вчерашнем дне.

Кевин Вербах — независимый аналитик, автор и организатор конференции Supernova.

Кевин Вербах (Kevin Werbach)

23 мая, 2003, 18:14

ZDNET Россия

*