Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай.

1 августа 1945 года на Куйбышевский элеватор прибыл первый хлебный обоз. 47 грузовиков с зерном пришли из хозяйств Дубово-Уметского района. Они доставили первые пять тысяч пудов хлеба нового урожая. У элеватора состоялся митинг, на котором говорили о возрождении и перевооружении колхозного полеводства. В те же дни начался отбор животных на выставку в Москву. Куйбышевская область посылала в столицу коров-рекордисток бесстужевской и симментальской пород, а также 940 элитных овец, 60 свиней и 475 голов отборных гусей, кур и уток. На выставке предполагался обмен племенной живностью, чтобы улучшить продуктивность скота, увеличить производство молока и мяса.

      Поднималась и промышленность. На моторостроительном заводе Безымянки было освоено производство одной из сложнейших тракторных деталей — коленчатого вала.

Завод им. Сталина освоил производство 24-рядной тракторной сеялки. Помимо основной продукции завод № 1 изготовил крупные партии товаров широкого потребления: кровати, всевозможную посуду, детские коляски, стиральные доски, тазы, ванны и др.

       Коллектив завода Кинап за второе полугодие 1945 года выпустил товаров народного потребления на четыре с половиной миллиона рублей. Изготовлено эмалированной посуды: 128 тысяч кастрюль, 87 тысяч мисок, 148 тысяч кружек. Завод приступил к массовому выпуску нового образца продукции — керогазов. Их первая опытная партия была изготовлена в декабре и получила высокую техническую оценку. В январе 1946 года завод изготовил три тысячи керогазов.

   Для мастеров и стахановцев моторостроительного завода в августе 1945 года близ Кировского шоссе был заложен целый поселок добротного жилья. Городок с красивыми белыми коттеджами и приусадебными фруктовыми садами впоследствии стал известен как Поселок мастеров. А в районе авиационных заводов закладывался еще один микрорайон для молодых специалистов, рабочих и выпускников школ ФЗО. Его народное название Юнгородок закрепилось на карте города.

      В январе 1946 года в Куйбышеве были подведены итоги городского конкурса на лучшие малоэтажные жилые дома, построенные в 1944 и 1945 годах. На конкурс было представлено четыре проекта двухэтажных многоквартирных домов и пять одноэтажных.

Первая премия присуждена автору проекта жилого двадцатиквартирного двухэтажного дома теплоэлектроцентрали Кировского района, архитектору И.М. Злобиной-Рабинович и руководителям строительства. Третью премию получили автор проекта архитектор С.Д. Носековский и строители комплекса двухэтажных зданий общежитий Юнгородка завода им. Ворошилова.

      По одноэтажным жилым зданиям первая премия присуждена за одноквартирный жилой дом-коттедж в квартале № 634 Кировского района. Вторая премия — за жилой дом офицерского состава на Поляне имени Фрунзе, третья — за индивидуальный домик, по типу которого завод им. Сталина построил целый поселок около Зубчаниновки.

Авторы проектов — архитектор М.Д. Портнов, старший техник-лейтенант Шпильд и техник-лейтенант Гольд, архитектор А.А. Глазман.

       Осенью 1946 года в районе Безымянки началось строительство Куйбышевского жиркомбината. К Новому году на площадке уже были готовы временные подсобные сооружения, склады и т.д. Шло рытье котлованов, кладка фундамента. Здания основных цехов должны быть построены в четвертом квартале 1947 года. Предприятие рассчитано на выпуск маргарина, комбижира, майонеза и других видов пищевой продукции.

      На благоустройство Кировского района в 1947 году было отпущено свыше 15 миллионов рублей. Заасфальтировано 80 тысяч квадратных метров Черновского шоссе (от клинической больницы до шоссе Гидроузла). В жилых кварталах района построено 28 тысяч квадратных метров дорог и 18 тысяч квадратных метров тротуаров. Более миллиона рублей израсходовано на озеленение улиц и скверов. В районе проложена крупная тепломагистраль, начато строительство новой школы и родильного дома. Достраивалось Кировское трамвайное депо, которое должно значительно укрепить ремонтную базу трамвайного хозяйства.

   За годы войны в Куйбышеве было проложено 25 километров трамвайных линий, но они ни разу не обновлялись. По принятому в августе 1945 года решению горисполкома начался ремонт путей, а заводам Безымянки было поручено отремонтировать и изготовить новые трамвайные вагоны. Эти неказистые доморощенные трамваи колесили потом по городу несколько десятков лет. А в 1945 году этот самый популярный в Куйбышеве вид транспорта перевез свыше 30 миллионов пассажиров.

   Сдвинулась с мертвой точки и теплофикация города. Летом 1945 года к центральному отоплению были подключены три швейных фабрики, кинотеатр «Триумф», гостиница «Националь», женская школа номер 15, Дом специалистов и другие здания. Паровое отопление только этих объектов сэкономило городу 60 тысяч кубометров дров и высвободило сотни истопников.

      Безымянка благоустраивалась. В сквере 710 квартала разбиты дорожки, высажено около тысячи деревьев и 4 тысячи кустарников. Предстояло посадить еще 3500 деревьев для озеленения Четвертого квартала, Второй и Третьей улиц (территория нынешней улицы Победы).

      В Кировском и Куйбышевском районах проводились гидротехнические противомалярийные мероприятия. На площади 23 тысячи гектаров предстояло осушить болота, вырыть канавы, засыпать мелкие водоемы. Крупные водоемы намечено очистить от кустарниковых зарослей. На все это отпускается более четырех миллионов рублей.

   Карточная система распределения продуктов в то время еще была в ходу, ее отменили лишь в 1947 году. Но по всей области как альтернатива ей развивалась рыночная торговля. В Куйбышеве, Сызрани, Похвистнево, Тимашево строились новые – просторные и удобные рыночные павильоны с заезжими дворами и чайными для колхозников. Развивающаяся торговля требовала специалистов соответствующего профиля – товароведов, плановиков, бухгалтеров, работников общепита. В городе Сызрани в ту же осень открылась годичная торговая школа на 200 учащихся. Это было четвертое в стране учебное заведение такого типа.

   Для того чтобы обеспечить школьников самым необходимым, в городе Чапаевске рабочие артели стали выпускать ученические ручки и писчую бумагу. Ежедневно из собранной макулатуры Чапаевск давал по 20 килограммов бумаги, что было совсем неплохо при всеобщем дефиците школьных тетрадей. А меловой завод в Ново-Девичьем выпускал к новому учебному году до миллиона школьных мелков.

   Товары для детей стали важнейшим направлением работы местной промышленности. Швейные фабрики с выпуска военной одежды переходили на пошив обновок для школьников. Чапаевская артель «Слияние» стала использовать отходы резины от местных предприятий для выпуска подошв к детской обуви. Подошвы оказались очень прочными и красивыми. Они позволили нашей области увеличить выпуск детской обуви в три раза.

   Возобновлялся и выпуск игрушек. В Сызрани наладили производство детских гармошек. Там же, в мебельной артели стали изготавливать шахматы и шашки, а также медицинские стетоскопы. Нехитрая, но очень нужная населению продукция шла нарасхват и позволяла предприятиям крепче встать на ноги.

   В первые послевоенные месяцы промышленность области получила мощный импульс к развитию производства товаров народного потребления. Это привело к появлению в Куйбышеве целых новых отраслей, таких как мебельное производство, выпуск электротоваров, изделий из пластмасс, кровельных материалов, красок, мясорубок, музыкальных инструментов и многого другого.

      В 1947 году Областное отделение Роскультторга на 18 дней раньше срока выполнило план третьего квартала. Продано различных товаров на 1.800 тысяч рублей. Трудящиеся области купили: десять пианино, 250 баянов и гармоник, 120 радиоприемников и 150 фотоаппаратов. На 400 тысяч рублей продано детских игрушек. Наибольшее количество заявок поступало в магазины на пианино и баяны.

   В Куйбышевской области быстро налаживалась мирная жизнь, люди все лучше зарабатывали и с уверенностью смотрели в будущее.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации областной газеты «Волжская коммуна» и заводской многотиражки «Сталинец»

*