В суде Нефтегорска, городе с символичным для темы нашего сегодняшнего расследования названием, с августа рассматривается уголовное дело, масштабнее которого здесь еще не видели. Больше 50 томов, только обвинительное заключение в двух томах. Для перевозки томов пришлось нанимать грузовую ГАЗель. Семеро обвиняемых, среди которых брат одного из бывших руководителей местной милиции. Он адвокатов меняет каждый месяц, да и другие подсудимые имеют не по одному защитнику, в суд приезжают на крутых иномарках…Впрочем, троих возят в зал суда без особого комфорта — из следственного изолятора.

Увы, суд (как ранее следствие) заваливают жалобами и ходатайствами…

    …Взяли группировку 43-летнего Николая Васянькина по классическим законам жанра: долго следили, записывали по всем правилам телефонные переговоры. При этом уголовное дело, чтоб получить санкцию на прослушку, возбудили в Октябрьском районе Самары – в Нефтегорске была велика вероятность утечки информации. Первоначально именно расшифровка переговоров легла в основу дела, уже после обысков прибавились другие улики – накладные, путевые листы, отрезки труб от нефтеврезок и другое.

    Воровали нефть из напорного коллектора ДНС «Грековская НПС», принадлежащего ОАО «Самаранефтегаз». Сливали в Сызрани в ООО «Итиль».

    Переговоры нефтеворов записывались почти месяц, их расшифровка в отдельном томе. Приведу некоторые выразительные фрагменты. Собеседники во время каждого разговора обозначены как М1 и М2 вне зависимости от того, кто с кем общался.

       М 1 – Аркашка, вы на этих машинах не ездите по своим делам, вы лучше на «КамАЗе». Они (милиция. — Прим автора) машины эти …(далее точки означают нецензурные выражения) знают, рисоваться на них не надо

                      *

                                  *

          М1-Сань, проедите сейчас прямо от Зуевского поворота и до поста ГАИ, посмотри самарских.

          М2-Ладно, сейчас проскочу.

          М1 — Давай, если что, звони мне или Аркашке. Если стоят, то звони.

М2-Коль, нет ни кого, ни на посту, ни на зуевском повороте.

       Прим. автора: мошенники остерегались только самарских милиционеров, определяя по номерам машин. С местными проблем, судя по всему, не возникало

                   *

      М1-Сань, а у тебя до … хватит бензина?

      М2-Да.

       М1-Доедь, чтобы самарских не было. Только самарские, эти по фигу, богатовские.

                                        *

       М1-Аркашка, трасса чистая, давай пошел на Богатое. Если что, смотри 222 номер, если где-то самарские будут, он тебе моргнет или остановит.

                               *

         М1-Ну что они говорят?

         М2-Ну что: «пошли в отдел», — говорят.

         М2-Сейчас разберутся, там созваниваются. Это богатовские, точно?

       М1-Да. Ну, 38-ой ихний же (Номер на борту. Прим. автора).

       М2-Да. Ну, сейчас позвонит им, не бойся, там всё нормально.

                                       *

          М1-Всё, отпустили.

            М2-А, ну всё, давай.

                               *

М1 – Мы так и будем дальше здесь возить?

М2 – Да, а что?

М1 – Тут просто сливают, не переходников, ничего нет.

М2 – А как сейчас они сливали?

М1 – Сняли мой шланг, свой туда воткнули, у них сотка она не лезет

М2 – …

                                        *

М1-Что-то всех домой отпускают, а я здесь парюсь.         

М2-Сейчас тебе с Бузулука привезут документы

М2- Привезут, начальника не будет …Они как через Пекин ездят… Их посадить вот сюда и пусть сидят сутками здесь, парятся.

М2-Не могут с таким чурбаном разобраться.

М1-Говорят: «Это не чурбан, это начальник ГАИ остановил».

                                           *

М1-Ильдар говорит: «Там человек с Бузулука приехал туда уже. Мент».

М2-Никто не приехал.

М1-Мне сказал: «Он уже там решает. Приехал с Бузулука в Сорочинск».

М2-В Тоцк, я же в Тоцке.

М1-Или в Тоцк. Должен туда приехать.

М2-Нету, мне тоже Марат звонил, говорит: «На «семерке» он вроде». Здесь никакой «семерки» нет, это было еще после обеда, часа в три-четыре.

Прим. автора: переговоры во время задержания машины в Оренбургской области

                              *

М1-Юр, сильно не гони. Сейчас я второй поворот гляну, отзвонюсь тебе, где ехать.

М2-Понял

М1-Давай через второй поворот.

М2-Через второй?

М1-Да, я открыл.

Прим. автора: «открыл» в данном случае значит «договорился», заплатил и т.п.

                                                    *

М1-Что. Коль, в ночь работать снова?

М2-Да. А вы где?

М1-Алексеевку проехали. Замучились с дивизионкой здешней.

М2-Что они?

М1-Да везде стоят.

М2-Сейчас самое главное – мы пустые

М1-Пустые-то пустые, а бочки грязные.

Прим. автора: «дивизионка» — речь о самарском дивизионе милиции

                      *

М1-Решайте кто один завтра, в 5 утра, чтобы под погрузку встал, чтобы утром рано пройти.

                               *

    М1- Васька, мне Сотников звонил. Там менты.

                               *

    М2-Новосемейкино проехал. Алексеевку прошел, самое главное.

       М1-Через пять минут как ты уехал, нагрянули менты, наверно навел кто-то.

                                       *

      М1-Заедет парень, покажет, где встать. Ты будешь стоять, к тебе будут подвозить и закачивать. Хорошо?

                                    *

      М1-Как у тебя дела?

      М2-Сейчас второго забираю и погнал. Поеду просматривать.

      М1-У вас ….. если будут — не бойся.

      М2-Где?

      М1-Там они под мостом стоят. Три «УАЗика». Это нас охраняют.

                              *

       М2 – Саньк?    Там менты какие-то крутятся около ПТП. Иди, Игитян пусть

узнает.

      М1-Здесь никого не видать.

      М2-Там они стояли. Он ворота закрывал, видел. Они мигалку включали около ворот железных.

      М1-А чьи? Гаишники или ночники?

      М2-Не знаю.

                        *

    М1-Ну что?

    М2-Здесь катаюсь, по Нефтегорску. Никого. Это, говорят, областники были.

      М1-Мы их не можем найти….

                                  *

      М1-Сейчас Чувашин заводит машину, и гоним её в Утёвку. Там уже менты лазили и сказали, что вечером ещё приедут. Сейчас мы её гоним в Утёвку. Давай, сопровождать надо будет.

                         *

       М1-Аркаш, в 3 часа утра ты должен стоять заведенный.

       М2-Это как понять?

       М1-Ну в 3 утра заведешь, поедешь, тебя зальют в Мокаш, то есть, ты должен быть в машине, там либо такси вывози, либо как.

                               *

      М2-Юра, я сейчас скоро на базу приеду, тебя сопровожу, до половины, дальше тебя белая «семерка» поведет, а я встану, перекрою.

                                     *

             М1- Привёз бумаги?

    М2 – 113 тысяч 86 рублей

    М1 – Ну и ладно.

       М2 – Я Ильичу сейчас позвоню. Поделим

                            *

      М1-Прямо повернёшь, ближе ко мне подъезжай, на повороте, прежде чем повернуть, выключи свет и за мной по фонарям потихоньку.

    М2-Ладно.

    М1-Дальше встретит тебя «семёрка», я прямо пойду, а ты направо повернёшь, я поворотник включу.Там белая тебя поведёт до места.

                           *

М1-В сторону Нефтегорска езжай.   Поперек будет посадка и справа уйдешь, там дорога одна. Там будет белая семерка.

       М1-Областники катаются, видел?

      М2-Нет.

      М1-Ну вот я сейчас сел в машину твою, они .. .катаются одна патрулька какая-то и областники заправляются, на заправке.

      М2-Ни …. себе. Что делать?

       М1-Ничего. Погнали туда ребята. Ну, они видали, что твоя проходила.

       М2-Видать-то видали, это ….

       М1-Ну вот они поехали смотреть кто там такие.

      М2-Ну вот они …нас зимой сдали 2 раза.

       М1-Там кто сидит в ней?

       М2-Я светил, не видать. А может лег, лежит.

      М1-Я мимо проходил, никого не видать.

       М2-А как ты увидишь? Стекла в хлам тонированные.

      М1-А номера почему сняли?

         М2-А они постоянно без номеров, чтоб не знать кто это на машине.

                                 *

       М2-Юр, выезжайте на центральный асфальт на московскую трассу, подъедет «десятка» 044 и доведет до места, где сливаться, в Сызрани.

                               *

      М1-Номера снимайте и ставьте на твою машину и по его документам езжайте. Никто их не сверяет.Только там их надо помыть будет, а то видно будет, что откручивали.

.                                 *

      М1-Сань, здесь «семерка» с ментовскими номерами белая лазала. Она что-то прокосилась, вышла, где мы выезжаем и пошла в ту сторону.

    М2-Куда?

    М1-В сторону мастерских. Я стою, где Танька живет. И с Нефтегорска идет «десятка», 001, по-моему, ментовская.

    Увы, из переговоров следует, что преступникам помогал не только брат замначальника РОВД. Те из людей в погонах, кто попали в поле зрения следствия, поувольнялись. Доказать, что преследовали корысть, не удалось. Вот как объяснил свое участие в нефтегорской эпопее инспектор КРУ ГУВД:

    «… по службе был направлен в командировку в Нефтегорское РОВД. По приглашению работников РОВД выехал на отдых в лес. Поехал с заместителем начальника РОВД Игитяном Владимиром, потом подъехал мужчина, который представился Александром, знакомый Игитяна, и Николай. Николай спросил, могу ли помочь найти место, куда можно реализовывать нефть. Такой вопрос мотивировал тем, что я часто по службе езжу по всей области. Я сказал, что приму во внимание их просьбу и обменялся номерами…Также Николай сказал, что из Сызрани необходимо привезти товарно–транспортные накладные чистые с проставленными оттисками печатей. Николай дал номер сотового телефона своего знакомого по имени Дмитрий…Вопрос, почему это должен был делать я, Николаю я не задавал, поскольку на природе в лесу….

    Я не знал, что нефть, которую перевозит Николай, краденная, из незаконных врезок, думал, что он занимается коммерцией, хотя и понимал, что где-то нарушает закон, но думал, что уходит от налогов»   

    Инвалид 2-ой группы Васянькин обязательно организовывал наблюдение за окружающей обстановкой у врезок, машины в рейсах сопровождались, часто работниками милиции. Известно, что транспортные средства Васянькин начал арендовать с начала 2006 года – с этого времени, видимо, и берет начало «бизнес». Машины арендованы, однако, без составления каких-либо договоров. И, что интересно, все автобойлеры были приобретены по кредитам в банках, под залог самих этих машин. Платежи выплачивались с перерывами, потом прекратились совсем.

    …Водителям обещал зарплату 25 000 рублей в месяц. Поначалу, как рассказал водитель Матаев, забирал утром в ПАТП Нефтегорска МАЗ-автобойлер, заполненный нефтью, и ехал в Сызрань, где «ждал некий Сергей, который забирал документы и сливал на заводе нефть. Цистерна автобойлера всегда при поездках была полностью заполнена. Объем цистерны 30 кубометров». Позже, втянувшись, Матаев безропотно заправлялся на нефтеврезках.

       Водитель Медведев вспоминал: за декабрь сделал примерно с десяток рейсов. С 10 февраля по 10 марта еще 15 выездов. Его коллега Ульдяров каялся: понимал, что совершает хищение, но сильно нужны были деньги. Васянькин до сих пор полностью не расплатился с ними.

    Только за время, пока находились «под колпаком», обвиняемые похитили нефти на миллион с лишним рублей. Однажды загрузили на 160 тысяч, но, заметив слежку, скрылись, бросив МАЗ. Потом, как признался водитель Матаев, по указанию Васянькина он сделал заявление в милицию об угоне этого МАЗа.

      Директора сызранских ООО «Гидди» и «Итиль», кто принимали краденое, прошли свидетелями, сослались, что знать не знали, ведать не ведали о криминальном происхождении нефти.               

          Комментарий следователя Главного следственного управления ГУВД Самарской области капитана юстиции Романа Гизятова: — На расследования уходит много времени и сил. По Васянькину только на печатание копий двух томов обвинительного заключения ушло двое суток: чтоб всем адвокатам по экземпляру и обвиняемым. А адвокатов у нефтеворов всегда не по одному. На экспертизы уходит до восьми месяцев. На месте преступления оперативники работают, как правило, дня 3-4: собирают детали врезки, сварочных аппаратов, все «следы».

      Большая часть трубопроводов расположена под землей. Следить за их сохранностью сложно. Врезки бывают разовые и постоянные. На каждую врезку устанавливается хомут с приваренной задвижкой, способной выдержать давление в трубе при перекачке нефти. Эта работа требует высокой квалификации и специального оборудования. По некоторым данным, изготовление одной такой врезки обходится примерно в две тысячи долларов. Затем от каждой «точки» отводятся длинные шланги, а место врезки маскируется. Ночью подгоняется «цистерна», которая заполняется похищенным топливом. Мощнейшее давление заполняет, например, 15-тонную емкость за одиннадцать минут. За ночь может делаться несколько рейсов. От охотников за «черным золотом» не спасают даже установленные специальные датчики, дающие знать о возникающих перепадах давления в трубах.

    Огромная проблема — ликвидация врезок. У нас есть примеры, когда на одной врезке попадались две группы. После задержания первой врезку так и не смогли убрать, порубили кое-как трубу, отвод заварили, подключиться оказалось просто. Происходит так потому, что уничтожить несанкционированный трубопровод непросто: мошенники сегодня используют горизонтальное, вертикальное бурение, даже специалисты порой не могут определить, где пролегает, куда или откуда тянется врезка. У нефтяников нет сил и средств для полной их ликвидации. В Чагринском хозяйстве был случай – люди чуть не митинговали: не троньте наши посевы! А без этого отвод было не ликвидировать…

    В делах по нефтекражам всегда встает вопрос по хранению вещдоков. Вот и по этому делу две машины забрали банки, остальные так и стоят около РОВД. Обещали власти решить вопрос по стоянкам для арестованных бойлеров, но пока места определены и оборудованы не везде.

    …В оценке работы служб безопасности акценты расставлены неправильно. Они должны быть расставлены прежде всего на проведении профилактической, предупредительной работы – тогда будет результат. А их премируют …за обнаружение врезки, но за это надо бы наказывать. Получается, охранники заинтересованы в увеличении врезок! Все заявления о врезках совершаются постфактум. А ведь существует огромное количество современных приборов, миллион датчиков можно поставить на эту трубу, чтобы через 10-15 секунд установить, где совершается врезка и туда направить мобильную группу. Да что там говорить – нефтетранспортировщики до сих пор не могут посчитать, сколько нефти у них украли из трубы. Большие трудности из-за этого возникают при расследовании дела.

      При анализе проблемы выявили такой казус. Специалистов-нефтяников в губернии готовят семь вузов и четыре техникума, получается более 400 выпускников ежегодно. А потребность – 70-100 человек. Оставшиеся не у дел могут составлять основу расхитителей.

    …В производстве Романа Гизятова сейчас новое дело по нефтеврезкам, уже 50 томов, и тоже с участием людей в погонах, тоже уже признанных прокуратурой свидетелями…И все же «областникам» удается доводить эти дела до суда, до наказания. А значит, здоровых сил в органах больше…

    На снимке: Роман Гизятов

    Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы ВАШ ВЫБОР

*