Луи Жак Манде Дагер, французский художник, создатель фотографии. Дагер не изобрел фотографию (это сделал до него Ньепс), но сделал ее действующей и популярной. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету.

Луи Дагер был художником-декоратором в опере. В 1822 году открыл в Париже диораму, которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Их создание и совершенствование подтолкнуло Дагера к экспериментам в области фотографии. Он знал камеру-обскуру и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме.

В 1829 году он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути.

Результата он достиг в 1837 году, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение Дагер фиксировал, промывая экспонированную пластину Луи Жак Манде Дагерсильным раствором соли и горячей водой. Вскоре соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем. В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света.

Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов). В результате получалась единственная фотография — позитив, названная автором дагеротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении.

Но Дагер сумел при получении изображений на дагеротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографической камерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагеротипы на бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса не объяснял. В 1839 году Дагер сообщил о своем изобретении известному и влиятельному астроному и физику Д.Араго, который предложил французскому правительству купить патент.

Сообщение о дагеротипии вызвало сенсацию, Дагер стал широко известен. Он показывал дагеротипы с видами Парижа писателям, художникам и редакторам газет, которые сделали его изобретение популярным. В том же 1839 году Дагер вместе со своим родственником А.Жиру начал делать камеры дагеротипа для продажи. Вскоре Жиру опубликовал наставление Дагера о пользовании камерой, и через несколько дней все сделанные камеры и наставления были распроданы.

Это наставление переиздавалось во Франции 30 раз. В течение года оно было переведено на многие языки и напечатано в столицах Европы и США. Ученые, художники и любители улучшили процесс Дагера. Они сократили время экспозиции до нескольких минут.

Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагеротипе не зеркальным, а нормальным. Дагеротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были изобретены средства, предохранявшие поверхность дагеротипов от повреждений и царапин.

Слава и признание Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений. Но после опубликования данных о своем процессе он уже не внес ничего нового в фотографию.

РИА Новости

***