Джентльменский набор воришек. Что и как воруют во французских магазинах
Мелкие кражи во французских магазинах составили более 4,5 миллиардов евро. Секьюрити гипермаркета «Hyper U» в Вернуйе выловили очередного воришку в прошлую субботу 10 ноября. Им оказался 11-летний мальчик, который спрятал в портфель игрушку и попытался вынести ее, не заплатив. А в парижском регионе в гипермаркетах сигнализация, реагирующая на вынос из магазина неоплаченных товаров, срабатывает по пятьдесят раз в день.
В 40% случаев требуется вмешательство охранников. Однако, по словам владельца Hyper U, в большинстве случаев кражу товаров с витрины не удается отследить.
С 2006 по 2007 год по данным Исследовательского центра изучения потребительского спроса «Checkpoint France» объем магазинных краж составил более 4,6 миллиардов евро. Цифра, эквивалентная обороту известной сети гипермаркетов Fnac. Одна кража это как минимум минус 90 евро из кассы магазина. Воришки «ампутируют» почти 1,34% объема оборота. И эта цифра в течение последних пяти лет продолжает расти.
«Рост краж – результат двойного феномена», — комментирует Матье Ле Тайандье, генеральный директор «Checkpoint France». С одной стороны, количество персонала в зале универмага уменьшается, с другой стороны, увеличивается количество товаров, находящихся в свободном доступе. Сегодня, например, такой товар, как внешний жесткий диск, который стоит 300 евро, выложен на витрине в открытом доступе. И, несмотря на повышение технического уровня защиты товаров, на установку систем защиты от краж, на которые дистрибьюторы ежегодно выделяют 0,39% от оборота, техника не успевает угнаться за ворами.
В основном магазинными кражами промышляют сами покупатели (43,5% краж), но ими не брезгуют и служащие магазинов (30% краж), а также недобросовестные поставщики (8,9% краж). Самая популярная добыча – недавно вошедшие в моду товары небольшого размера производства известных фирм. Классический пример — только что вышедший фильм на DVD.
В «Hyper U» в Вернуйе любому секьюрити прекрасно известен «джентльменский набор» магазинного вора. Это батарейки, игрушки, нижнее белье и даже мясо. «На самом деле у воров нет четкой специализации, — утверждают продавцы. Добропорядочная бабушка может запросто украсть кусок окорока». Однако воровство по острой необходимости – случай достаточно редкий. «Как правило, воруют, руководствуясь импульсом. В связи, с чем продукты питания крадут нечасто», — констатирует Матье Ле Тайандье.
В противовес этому мелкоформатные электронные устройства, которые легко перепродать, пользуются у воров большим спросом. Бритвы «Gillette» лидируют в этом списке, как, впрочем, флэшки и мелкая косметика. «Чем меньше товар стоит, тем реже его крадут», — поясняет Серж Папэн, президент сети «Syste`me U». Пальма первенства этого года принадлежит алкогольным напиткам. Лидеры — J&B Scotch Whisky и аперитив Ricard. Но кто же платит в конечном счете? «Покупатель заплатит разницу!» — констатирует Матье Ле Тайандье. В гипермаркетах сети «Syste`me U» кражи отнимают 0,5% оборота. «Да, если представить, что мир лишился воров, то цены должны упасть на 0,5%», — утверждает Серж Папэн.