Гидрометеослужбе России -170 лет!
26(13) апреля 1834 года в Санкт-Петербурге при Горном институте Указом Императора Николая 1 была создана Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория, что знаменовало собой основание регулярной сети геофизических наблюдений. С этого момента берет начало Гидрометеорологическая служба Российской империи. Россия вступила на путь интенсивного изучения метеорологических условий и широкого применения полученных знаний, опередив в этом многие страны. Наша метеорологическая служба стала образцом для создания аналогичных служб большинства зарубежных стран и внесла важный вклад в создание основ международного сотрудничества в области метеорологии.
С древних времен человек искал способы предсказания будущей погоды, закономерности ее изменений. Но факторов формирования погоды оказалось настолько много, что долгое время о прогнозах люди только мечтали. Не случайно еще великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Если бы люди умели перемены погоды правильно предвидеть, то ничего больше от Бога им не следовало бы требовать».
В русских летописях сохранились многочисленные записи о погоде. Так, в 991 году на Русь обрушились великие наводнения, которые погубили зерновые и повлекли страшный голод. А через 3 года была «сухмень велика и знойно добре». Погибли «жита», высохли реки, и тоже был великий голод. В 1231 году из-за заморозков погиб урожай и население некоторых городов (например, Смоленска) почти полностью вымерло! В 1525 году была засуха «от Троицина дня до Успенья. В Ярославле и иных городах был неурожай, «не было ни хлеба, ни сена».
В 1650 году по Указу царя Алексея Михайловича в Москве были начаты систематические метеонаблюдения, (правда, еще бесприборные, чисто описательские). С 1721 года по указанию Петра 1 стали проводиться визуальные наблюдения на кораблях, идущих в поход на Азов. Петр даже сам вел наблюдения более месяца. Проводя наблюдения в Риге, он сравнивал их с наблюдениями в Петербурге, где их проводил вице-адмирал Крюйс.
Освоение Сибири и ее богатств потребовало изучения ее природных ресурсов, в том числе климатических особенностей. Эта задача была возложена на Академию наук, которая наряду с другими задачами по освоению этого края, впервые запланировала организовать инструментальные метеорологические наблюдения на ряде станций от Казани, до Охотска и Нижне-Камчатска. Такая сеть из 18 станций действительно была создана и просуществовала около 10 лет: в 1743 году вследствие голода в Сибири работы Великой Северной экспедиции были свернуты и большинство станций закрыто.
Огромный вклад в отечественную метеорологию внес М.В.Ломоносов. В своей работе «О предсказании погоды, а особливо ветров», он предложил для изучения атмосферных процессов морякам и земледельцам организовать сеть метеорологических станций. Он сам вел метеорологические наблюдения и занимался конструированием приборов, таких как анемометр, морской барометр. В доме Ломоносова действовала первая в мире обсерватория с самопишущими приборами. Он изобрел также летательный аппарат (аэродинамическая машина) для подъема метеорологических приборов на высоты, пытаясь осуществить мечту об аэрологических (высотных) наблюдениях.
В продолжение идеи Ломоносова о создании метеорологической сети, русским ученым, основателем Харьковского университета В.Н.Каразиным, в 1810 была высказана мысль, что разрозненные попытки наблюдений за метеорологическими явлениями не приведут к каким-либо результатам и что необходимо объединить все работы в этом направлении. «Только сеть наблюдательных пунктов, созданных по всему пространству России, от Колы до Тифлиса и от Любавы до Нижне-Камчатска, подчиненных одному начальству и обязанных иметь у себя физические инструменты, обещает наблюдениям, проводимым постоянно и разумно, счастливые результаты».
Появление первой в России сети метеорологических станций, работающих по единой программе, и создание центрального метеорологического органа связано с именем А.Я. Купфера, выдающегося русского ученого-физика. Начав работать с 1824 года преподавателем в Казанском университете, он занялся изучением земного магнетизма и метеорологии и в 1833 представил директору Департамента горных дел проект организации сети магнитных и метеорологических наблюдений обсерваторий (станций) при горных заводах, возглавляемой Нормальной обсерваторией при горном институте. Департамент особенно был заинтересован в магнитных наблюдениях, и 26(13) апреля 1834 года законом Российской империи № 698 была организована Нормальная обсерватория, положившая начало постоянной геофизической сети России, руководимой из одного центра. Эту дату можно считать датой образования Гидрометслужбы России.
Но Нормальная обсерватория руководила станциями лишь горного ведомства, а станции других ведомств оставались вне поля ее зрения. Поэтому Купфер задался целью создать центральную обсерваторию, которая в методическом плане руководила бы всеми метеорологическими пунктами России.
«Такого заведения, которое я проектирую, — писал он, — в Европе еще нет, и учреждение его составило бы новую эпоху в истории наблюдательных наук». Еще 15 лет понадобилось ученому, чтобы осуществить задуманное. В 1849 году была организована Главная физическая обсерватория (ГФО) в Петербурге, директором которой, как и Нормальной обсерватории стал А.Я.Купфер. Штат ее состоял из 7 человек, годовой бюджет составлял 9 тысяч рублей. ГФО в своей работе в то время опиралась на деятельность 50 обсерваторий и станций.
Крымская война и развитие телеграфного дела послужили толчком к организации обмена телеграммами о погоде, что способствовало быстрому получению сведений об изменении погодных условий в районах военных действий. Кстати, трагедия англо-французского флота, в одночасье затопленного бурей под Балаклавой (путь которой проследили все метеорологические агенства), также способствовала организации международного метеорологического содружества.
После смерти Купфера от простуды, которую он получил при установке приборов в холодное время, директором ГФО стал Л.М.Кемц. Пробыв на этом посту короткое время, он сумел решить начатое предшественником дело передачи обсерватории из подчинения министерства финансов в Академию наук, что послужило значительному улучшению метеорологического дела в России.
1 мая 1868 года директором обсерватории был избран Г.И. Вильд, крупный ученый, физик и метеоролог. При нем в 1890 году сеть состояла из 432 станций с полным циклом наблюдений. К 1895 году их уже насчитывалось 729 плюс 937 дождемерных постов, 1038 пунктов наблюдений за грозами, 1222 пункта наблюдений за снежным покровом, 1503 за вскрытием и замерзанием рек, 76 за температурой почвы, 78 за испарением, 22 актинометрических пункта.
В 1873 году в Вене состоялся Первый международный конгресс, на котором был учрежден международный метеорологический комитет, призванный заботиться о единообразии наблюдений и развитии метеорологии на земном шаре. Председателем конгресса и комитета был избран Г.И.Вильд.
Надо сказать, что Генрих Иванович Вильд был и выдающимся изобретателем метеорологических приборов. До сих пор используются созданные им в 60-70-х годах 19 века флюгер и барометр, в свое время, точнейшие в мире.
В метеорологическое дело, помимо вышеперечисленных ученых большой вклад внесли также А.И. Воейков, впервые доказавший, что реки – продукт климата, и обративший внимание на проблему воздействия человека на природу. Д.И.Менделеев, провел ряд исследований атмосферы, сам поднимавшийся на воздушном шаре для определения состава воздуха на высотах. Адмирал С.О. Макаров первым начал широкие океанографические исследования на Тихом океане. Н.И.Лобачевский лично вел метеорологические наблюдения в обсерватории Казанского университета и стал ее директором после Купфера. Интересно, что и первые руководители советского государства были связаны с гидрометеорологической службой. Отец В.И.Ленина, Илья Николаевич Ульянов, проводил метеорологические наблюдения с1855 по 1863 годы при дворянском институте г.Пензы и даже написал метеорологическую статью «О грозе и громоотводах». И.В.Сталин в молодые годы работал наблюдателем-метеорологом и неплохо разбирался в вопросах погоды. Хобби К.Е.Ворошилова были метеорологические наблюдения, и на его даче даже находилась метеостанция, где он лично их проводил.
В годы первой мировой войны и революции многие станции пришли в упадок, были разрушены. Но уже в 1918 году В.И.Ленин лично составил вариант плана научно-исследовательских работ Академии наук по всестороннему изучению природных богатств России. В этом же году было организовано главное военно-метеорологическое управление и при нем – Московское бюро погоды, которое с 1924 г. начало передавать прогнозы погоды по радио. С 1921 г. началась массовая организация станций и постов в областных и губернских метеобюро при местных земельных органах. Метеослужба в это время развивалась не централизованно, а по ведомствам. К 1921 г. возникло 12 ведомственных метеорологических служб, что естественно, негативно отражалось на единообразии наблюдений и не решало общегосударственных задач. Декретом от 21 июня 1921 г. СНК РСФСР была создана единая метеорологическая служба России. Декрет также определил роль Главной физической обсерватории как центрального органа страны по научно-исследовательскому и методическому руководству всеми метеорологическими наблюдениями на территории РСФСР.
Запросы развивающейся промышленности, гидроэнергетики потребовали оценки водности рек и изучения речного стока. Эта работа была поручена вновь созданному гидрологическому институту, под руководством которого были разработаны методы организации гидрологических пунктов наблюдений, число которых впоследствии достигло 6 тысяч. Начиная с 1936 г. результаты гидрологических наблюдений обрабатываются и публикуются в виде гидрологических ежегодников. К 1941 г. были завершены работы по водному кадастру рек СССР, важный заказ Госплана.
Практика показала, что метеорологические и гидрологические исследования пересекаются, и 7 августа 1929 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об объединении гидрологической и метеорологической служб» был учрежден Гидрометеорологический комитет СССР, первым председателем которого стал А.Ф.Вангенгейм.
Отечественная война задержала развитие гидрометеорологических исследований и работ. Служба была полностью включена в состав Вооруженных сил и работала на нужды фронта. Главная задача состояла тогда в создании надежных гидрометнаблюдений для составления долгосрочных и краткосрочных прогнозов, в том числе для авиации. Прогнозы широко использовались во всех родах войск до полкового уровня командования при планировании и проведении боевых действий. Наблюдения проводились даже на оккупированных немцами территориях партизанами, и специально забрасываемыми радистами.
На оккупированной территории метеорологическая сеть была полностью разрушена и ее пришлось полностью восстанавливать специально созданными отрядами сразу же после того, как территории освобождались от оккупантов. Это была работа также на грани человеческих возможностей. Иногда уже через несколько дней (и даже часов) после освобождения населенного пункта там начинала действовать метеостанция.
Особенно интенсивное развитие гидрометслужбы происходило в 60-80 годы. Совершенствовались методы прогнозов, укреплялось техническое оснащение сети. Стали применяться метеорологические радиолокаторы, дистанционные приборы. Велись большие разработки по созданию в массовом порядке автоматических станций. В Антарктиде на одном из наших аэродромов полтора года в суровейших условиях, без всякой профилактики проработала автоматическая станция М-106. Каждые 3 часа она выходила в эфир и передавала метеоданные.
В настоящее время, несмотря на огромные трудности с финансированием, Гидрометслужба выполняет свои задачи ничуть не хуже аналогичных западных структур, финансирование и техническое оснащение которых на несколько порядков выше. Заблаговременно спрогнозированные и оперативно передаваемые предупреждения, составляемые специалистами Росгидромета позволяли отраслям экономики принимать меры по корректировке работ по своим направлениям и достигать весомого экономического эффекта.
*