Мировая пресса немало внимания уделяет экологической обстановке в Азово-Черноморском регионе, где в результате шторма произошел разлив мазута. Наблюдатели активно следят за поисково-спасательными работами в море, а также за координацией действий между Россией и Украиной — этим странам предстоит бороться с последствиями стихийного бедствия еще лет 15.

Нефть, вылившаяся в воду, сообщает The Times, может загрязнить Черное море на 15 лет. Экологической обстановке в районе Черного моря угрожает самая серьезная опасность за много лет: свирепый шторм потопил пять судов, в том числе танкер с мазутом и два сухогруза, груженных серой.

Кроме того, разбушевавшееся море выбросило на берег несколько барж с топливом, а более 20 моряков оказались за бортом. Как минимум 2 тыс. тонн мазута вылилось в воду из трюмов танкера, который разломился на две части в Керченском проливе (между Россией и Украиной), соединяющем Черное море с Азовским.

Экологические организации утверждают, что окружающей среде в регионе угрожает самая серьезная за много лет опасность. Пресс-секретарь российского отделения организации Greenpeace Владимир Чупров отметил: «Мазут опустится на дно моря. Вследствие этого Азовское море пропитается углеводородами. Это, в свою очередь, вызовет дефицит кислорода в воде, и местная уникальная фауна сильно пострадает».

«России грозит экологическая катастрофа», пишет The New York Times. Танкер «Волганефть-139» раскололся под ударами пятиметровых волн в Керченском проливе, через который идет экспорт нефти на танкерах из России и стран Каспийского бассейна в Европу. 13 членов экипажа были спасены, однако 1,3 тыс. тонн тяжелой и вязкой нефти вылилось в море.

«Экосистеме региона нанесен серьезнейший урон, – приводит «Интерфакс» слова эколога Алексея Зименко из Всемирного фонда дикой природы. – Последствия будут сказываться еще много лет».

По утверждению российских властей, капитаны судов не обратили внимания на штормовое предупреждение, однако выжившие рассказывают, что море разбушевалось внезапно и вряд ли что-то можно было сделать. «Волны были слишком высокие, и мы не смогли поднять якорь, – печально рассказал один из спасенных моряков в интервью телекомпании РТР с больничной койки в городе Тамань на юге России. – Все случилось в один миг».

Виктор Бельцов, пресс-секретарь МЧС, в телефонном интервью обвинил в катастрофе капитанов и владельцев пострадавших судов. «Все они отлично знали, что прозвучало штормовое предупреждение, – отметил он. – Руководство этих компаний просто проигнорировало данные предупреждения». Однако Всемирный фонд дикой природы в своем заявлении подчеркивает, что виноваты не только ошибочные решения капитанов – корни проблемы лежат глубже. Организация указывает, что в России существует практика использования речных танкеров, аналогичных «Волганефти», в неспокойных водах в открытом море.

«Это общая проблема системы, – заявила организация. – Большинство речных танкеров не приспособлено для подобных штормов, а морские суда не могут ходить по Дону и Волге».

Между тем разливы нефти из трубопроводов на суше – нередкое в России явление, напоминает издание.

Испанское издание La Razon полагает, что «Страшнейшая экологическая катастрофа в Черном море объединяет русских и украинцев». Как российское, так и украинское правительства назвали происшествие «беспрецедентной катастрофой», для ликвидации которой пока можно сделать очень мало, так как в зоне бедствия не прекращается сильный ветер, препятствующий прибытию плавсредств, предназначенных для очистки акватории от разлившегося мазута.

Пятно уже распространилось на значительной площади и достигло украинского берега. Некоторые российские агентства сообщают о гибели 30 тыс. птиц вследствие утечки. Тем временем 165 экипажей спасателей – суда, вертолеты и военные обеих стран – продолжают поиски пропавших без вести. Пока ни Россия, ни Украина не обращались за помощью к другим странам черноморского региона, так как пятно, скорее всего, не достигнет их берегов.

Немецкая Sueddeutsche Zeitung задается вопросом: неужели причина катастрофы – в халатности?

Как сообщают российские СМИ, капитаны потерпевших крушение судов могли бы избежать катастрофы, если бы более внимательно отнеслись к штормовому предупреждению. В ближайшее время будет возбуждено несколько уголовных дел по статье «Нарушение правил безопасности и эксплуатации водного транспорта». Аварии судов связаны также с их плохим состоянием и ошибочными действиями команды, заявил руководитель Росморспасслужбы при Минтрансе России Анатолий Янчук.

Однако судоходные компании отвергают выдвигаемые против них обвинения. «Мы убеждены, что речь идет о форс-мажорных обстоятельствах», – заявил директор судовладельческой компании «Порт Тураево», сухогруз которой «Ковель» затонул в воскресенье. «Судно находилось в нормальном техническом состоянии, им управлял капитан с большим опытом и грамотный экипаж», – добавил он.

Издание объединило сообщение об этой экологической катастрофе с информацией о подобном бедствии в США. В Сан-Франциско после аварии на танкере в море вылилось 220 тыс. литров мазута, когда судно протаранило в прошлую среду опору моста Bay Bridge, расположенного между Сан-Франциско и Оклендом. Береговая охрана полагает, что причиной стал человеческий фактор. Кроме того, сейчас проверяется, с какой скоростью судно шло в условиях густого тумана и не было ли допущено ошибок при общении с китайской командой.

InoPressa.ru

*