Считать ли мордобитие частью хоккейного матча? Мнения болельщиков и спортивных комментаторов разделились. 43% опрошенных хоккейных болельщиков в Канаде за то, чтоб силовую борьбу запретить совсем, 23% фанатов полагают, что она вполне допустима, но за грязные приемы нужно строже наказывать. Остальные полагают, надо оставить все, как есть.

Опрос был проведен в первые дни плей-оффс Кубка Стэнли в Торонто, одном из центров североамериканского хоккея. Социологи совместно с журналистами попытались выяснить отношение болельщиков к ледовым побоищам в матчах НХЛ.

«Люди в Северной Америке начинают понимать, что драка не является частью игры, — считает Питер Доннели, профессор университета Торонто, специализирующийся в области социальных аспектов спорта. — Они смотрят олимпийский хоккей, европейские турниры, совсем недавно наблюдали за матчами мирового первенства в женском хоккее и знают: драчливый стиль с мордобитием присущ исключительно хоккею НХЛ».

Брюс Добиген, один из ведущих канадских спортивных обозревателей и автор нескольких книжек про хоккей, тоже считает, что «физический аспект, присущий НХЛ, кардинально меняет всю игру».

По его мнению, женский хоккей намного ближе к той игре, с которой все началось в девятнадцатом столетии. У него сохранился спортивный дух, в «НХЛ же преобладает культ угроз и устрашения, что мы наблюдали уже не раз».

Другие, между тем, именно это считают привлекательной чертой хоккея. «Сходите на любой матч и поговорите с людьми, которые заплатили свои деньги, чтобы посмотреть на игру, — предлагает хоккейный комментатор Дон Черри. — 97% этих зрителей скажут вам: драки — часть хоккея. Люди хотят видеть эти бои, они наслаждаются ими».

Кулаки вместо клюшек

У сторонников хоккейного мордобития есть в запасе еще один аргумент: когда эмоции бушуют и нервы игроков на пределе, пусть лучше пускают в ход кулаки, а не клюшки.

Сами хоккеисты не против — знаменитый бомбардир из «Детройта» Бретт Халл, к примеру, считает драки неотъемлемой частью игры, делающей ее более безопасной…

«Ну клюшками они, положим, тоже могут огреть друг друга, бывало и такое. Все эти разговоры насчет «безопаснее кулаками» пустые, — убежден Брюс Добиген. — Понаблюдайте за проходящими сейчас матчами плей-оффс. В этих играх они же не дерутся. В НХЛ периода плей-оффс нет кулачных боев. Так что же выходит? Если это так прекрасно, безопасно и ценно в обычном сезоне, так почему не использовать такой же стиль в ходе наиболее важных игр?»

Да, Бретт Халл уверяет, что видит проблему изнутри, но люди вроде него живут, словно отгородившись от мира, подозревает Добиген. Эксперты со стороны тоже должны иметь право говорить о том, как улучшить хоккей, сделать его более интересным.

«Знаю, Дон Черри считает, что никто, кроме игроков и тренеров, то есть людей, имеющих непосредственное отношение к НХЛ, не вправе иметь собственное мнение на этот счет. Это все равно, что утверждать: ты не имеешь права говорить о правосудии, если не провел в тюрьме хотя бы неделю… Нет в этом смысла», — не соглашается с коллегой Брюс Добиген.

Грязный эпизод

С этим согласны все: то, что произошло несколько недель назад на матче в Ванкувере, когда игрок «Кэнакс» Тодд Бертуззи сзади напал на новичка из «Колорадо» Стивена Мура, повалил на лед и в результате сломал тому два шейных позвонка, выглядело очень грязно.

Огромный Бертуззи мог бы в пылу драки и вообще убить соперника, если б на Тодде в последний момент не повис Андрей Николишин…

Полиция Ванкувера передает на этой неделе дело Бертуззи в прокуратуру, а там уже решат, возбуждать ли против него уголовное дело. Как бы там ни было, ванкуверская полиция рассматривает инцидент на ледовой арене как разбойное нападение.

Мур с тех пор более или менее поправился и надеется снова выйти на лед.

Бертуззи, которого отстранили от всех последних игр сезона и плей-оффс, плакал и просил прощения, потом нанял себе адвоката. Его дальнейшая спортивная судьба будет зависеть от того, сможет ли Мур продолжить свою спортивную карьеру.

Это был невероятно грязный инцидент — никто об этом не спорит. Но никто, похоже, ничего и не делает, чтоб подобное больше не повторилось.

«К сожалению, единственное, что может изменить нынешний хоккей в НХЛ — это трагический случай на льду, когда кто-нибудь будет убит, — считает Брюс Добиген. — Мы же видели, как Бертуззи сломал Муру шею — и ничего, уже через пару дней в НХЛ все шло, как обычно! Не думаю, что из этого инцидента были сделаны правильные выводы».

Есть, полагают спортивные наблюдатели, еще одна вещь, способная изменить стиль нынешнего профессионального хоккея.

Все изменится, если спонсоры решат, что им не нравится весь этот мордобой, и скажут: хватит.

Людмила Белецкая

Торонто, для bbcrussian.com

13 апреля 2004 г., 11:28 GMT 15:28 MCK

bbcrussian.com

*