Воры в кармане
Кто выигрывает в мобильных викторинах? В последнее время москвичи активно участвуют в различных конкурсах, отправляя SMS-сообщения. Однажды сыграв, многие попросту не могут остановиться, просаживая десятки тысяч рублей. И это — не единственная неприятность.
Отправив со своего мобильного телефона SMS на короткий номер, можно узнать и прогноз погоды, и курс валют, и любые последние новости. А можно одной SMS-кой подписаться на рассылку интим-объявлений. Девятилетний Илья Садиков всего-навсего хотел закачать себе мелодию на мобильный. Что стало приходить в ответ, даже мама постеснялась сказать. «Стали приходить неприличные SMS. Что в них было — я не могу даже такое озвучить», — признается Любовь Садикова.
Сегодня, когда мобильная связь дешевеет, операторам приходится искать все новые и новые пути заработка. Самый распространенный в последнее время — так называемые телевикторины. Простое слово «большие деньги» и ни одного правильного ответа. Ведущая, уже срываясь на крик, умоляет позвонить и назвать загаданное слово. Это то, что мы видим на экране. «Человек звонит, а ему говорят: вы не попали в эфир, обратите внимание — звонок платный, попробуйте еще раз, — рассказывает член правления защиты прав потребителей «Блокпост» Максим Божко. — В целом, примерно один из ста дозвонившихся имеет вероятную возможность попасть в игру и дать ответ на вопрос».
За последний год — сотни жалоб на подобные шоу. Дети, да иногда и взрослые, спускают на такие телевикторины десятки тысяч рублей за раз. Несколько обращений в суд. Но ни одного решения. Максимум, чего удалось достичь, — недавно Хамовнический суд Москвы все-таки признал телевикторины азартной игрой, а по закону на телевидении они запрещены. «Это именно механизм непрозрачности определения выигрыша и того, кто его может получить в итоге, — объясняет вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Евгений Ковтун. — Поэтому мы и говорим, что эта деятельность неподконтрольна и не подчиняется ни одному закону».
Почти все шоу, выходящие в эфир на отечественных каналах, снимаются в Венгрии. Там есть целая корпорация, которая обеспечивает развлечениями все страны мира. Затем сигнал по спутнику идет в российские аппаратные — это и есть картинка на экране. Любители легкой наживы звонят на короткий номер в Москву, здесь компьютер отбирает каждого «энного» — сотого, двухсотого, трехсотого — все зависит от программы.
В среднем, одна SMS стоит около 30 рублей. 50 процентов всех заработанных денег получает оператор сотовой связи. Из них 20 отдает телекомпании за эфирное время, остальное делят между собой провайдер и производитель. В среднем доходы в 2-3 раза превышают расходы. «Если есть тысяча сообщений в день, компания уже не убыточна, уже хватает денег на поддержание штанов и оплату сотрудников, — говорит коммерческий директор компании провайдера Борис Литвиненко. — Если будет 3-4 тысячи сообщений, это уже хорошо».
Любовь Садикова добавляет: «Я думаю, это целенаправленное выкачивание денег из населения — и большей частью из детей и подростков, у которых есть свободное время, и которые могут смотреть эти шоу».
Не так давно Краснодарское министерство массовой информации провело психолого-психиатрические исследование телевикторин — почти во всех ведущие применяли средства нейро-лингвистического программирования. Лучше всего это действует на детей.
***