Театральная реформа, о которой два года спорили в России актеры, режиссеры и критики, свершилась в Петербурге. На днях вышло постановление губернатора Валентины Матвиенко, предписывающее сократить на 10 процентов штатную численность работников учреждений культуры, финансируемых из городского бюджета. Заодно власти решили в качестве эксперимента полностью уволить актеров из трех театров – театра «Балтийский дом», Большого театра кукол и Мюзик-холла.

Вместо трудовых договоров с уволенными уже в середине ноября заключат гражданско-правовые договоры, по которым будут платить только за выход на сцену, то есть по мере «оказания услуг в культурной сфере». В экспериментальных контрактах не предусмотрена оплата больничных и отпускных.

Решительный эксперимент, на который согласились руководители трех театров, поставил на грань социального взрыва весь театральный мир России. Увольняемые артисты вместе с коллегами из других театров собрали в конце минувшей недели пресс-конференцию в Доме актера. Они обратились к губернатору с просьбой пересмотреть планы театральной реформы. Артисты опасаются, во-первых, лишения социальных гарантий, во-вторых, увольнения стариков и расправы с неугодными людьми, а в-третьих – уничтожения репертуарного театра и насильного перевода всех на антрепризную систему.

Заслуженная артистка России, актриса театра «Балтийский дом» Ирина Конопацкая прямо заявила, что «действия властей приведут к полному разрушению профессионального театра». Она же привела предлагаемые расценки: «За главную роль в пьесе нам предлагают 2,5 тысячи рублей, но сколько спектаклей поставят в месяц – четыре или десять? А ведь есть роли, которые оценивают всего в 300 рублей. Сколько раз в месяц удастся сыграть, актер не знает, и повлиять на составление расписания спектаклей, то есть на свой заработок, он не может. При этом нас лишают всех социальных гарантий – оставляют без больничного листа, без страховки, без оплачиваемого отпуска и даже трудовой стаж нам теперь зачислять не будут!».

Бурю эмоций, вызванную реформой, власти пытаются погасить собственными комментариями. Сразу после пресс-конференции актеров они устроили свою. «Никакой театральной реформы нет, просто театрам предложено перейти на новую форму оплаты труда актеров, – утверждает вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов. – В остальных театрах сокращений по актерам не будет, разве что на 10% сократим ряд технических служб». Председатель городского комитета по культуре Николай Буров в своих доводах напирает на экономический аспект проблемы. «Причина в том, что лечить театры когда-то надо было, – говорит Николай Буров. – У меня впечатление, что все они благополучно сдыхают, поэтому мы сделали некую попытку их оживить».

Чиновники заявили, что петербургский театральный эксперимент рассчитан на три года. Причем обе стороны настроены решительно. Глава комитета по культуре даже заявил, что это его личный риск. «Если у меня через полтора года не получится встряхнуть эту сферу, я опущу руки и перестану смотреть в сторону театров. А может быть, и совсем уйду», – утверждает Николай Буров.

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

*