Столбик термометра опустился ниже нулевой отметки. В результате десятки человек по всей России погибли от переохлаждения, а сотни попали в больницы. Ежегодно «генерал Мороз» уносит двести жизней в одной только Москве. Далеко не все из них спившиеся, опустившиеся люди. Насмерть замерзают молодые мужчины, приехавшие в город на заработки, пенсионеры, дети.

Жителям больших городов даже некогда нажать кнопку, чтобы спасти чью-то жизнь.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

В их гибели винить нужно не столько вполне привычные для наших широт холодные зимы, сколько преступное равнодушие прохожих и врачей «Скорой помощи», которые нередко игнорируют «уличные» вызовы. Свою лепту вносит и система соцзащиты: мест в приютах постоянно не хватает. В этом году синоптики обещают суровую зиму, а это значит, что количество жертв мороза и нашего общего безразличия будет только увеличиваться.

В Москве за последние две недели девять человек пали жертвой мороза. Похолодание до плюс 2–3 градусов ночью привело к тому, что 7 ноября в Краснодаре три человека скончались от переохлаждения, передает собкор «НИ» в регионе Сергей Перов. В больницы Петербурга с понижением суточных температур до минус 2–3 градусов начали поступать люди с обморожениями и переохлаждением, сообщает собкор «НИ» в регионе Наталья Шергина. По данным городского медицинского пресс-центра комитета по здравоохранению, только за сутки с 7 по 8 ноября с диагнозом обморожение был госпитализирован один человек, а с диагнозом переохлаждение – 14 человек.

По словам экспертов, бездомные составляют лишь часть от общих жертв мороза. «Многие оказываются на улице по семейным причинам, что понятно: в России 75 из сотни браков распадаются, – рассказала «НИ» Анна Федотова, член совета движения «Курский вокзал. Бездомные дети». – Как правило, из семьи уходит мужчина, оставляет жилплощадь, уезжает на заработки в Москву, отворачивается, допустим, чтобы позвонить, и остается без денег и документов. А сейчас нередки случаи, когда мама с грудным ребенком оказывается на улице – по новому Жилищному кодексу собственник квартиры может оттуда выписать любого человека, даже собственную жену».

По словам медиков, до 80% людей, поступающих в больницы с обморожениями, находились в состоянии алкогольного опьянения. «Не следует вести речь только об асоциальных личностях, – рассказал «НИ» врач ульяновской больницы скорой медицинской помощи Владимир Давыдов. – Случается, что вполне благополучный гражданин лишнего выпил в гостях. Такие часто замерзают на остановках общественного транспорта».

Огромное количество людей гибнет от мороза в результате роковой случайности. Например, от сердечного приступа, как это произошло с игроком «Что? Где? Когда?» Дмитрием Коноваленко в феврале этого года. По словам свидетелей, он упал, однако никто из прохожих не вызвал «скорую». Когда Дмитрия нашли сотрудники милиции, он был уже мертв. Похожий случай произошел два года назад в Краснодаре. Офицер, участник войн в Афганистане и Чечне после отставки получил квартиру в городе и устроился на работу в коммерческую фирму. На автобусной остановке мужчине стало плохо с сердцем, он лег на скамейку, а начавшийся снегопад стал засыпать лежащего. Автобусы подходили и уезжали, на остановке было много людей, но никто не вызвал «скорую помощь» прилично одетому немолодому мужчине. И только соседка офицера, когда рассвело, узнала его и вызвала «Скорую». К сожалению, спасти человека врачи не успели. На скамейке он провел больше двух часов и умер от сердечной недостаточности по пути в больницу.

Эксперты убеждены: главная причина огромного количества жертв мороза – равнодушие. Так, сердобольные работники метрополитена оставляют погреться собак в подземных переходах, но немилосердно гонят на мороз людей. «На помощь ближнему сейчас наложено табу, – рассказала «НИ» психолог Анна Косинова. – Увидев человека, лежащего на улице, прохожие подсознательно стараются держаться от него подальше, как будто его несчастье заразно».

Медики утверждают, что большинство замерзших насмерть людей можно было спасти, если бы «скорая» была вызвана своевременно. Другое дело, что к бездомным их вызывают нечасто. «Люди боятся соприкасаться с чужой бедой, брать ответственность на себя, – рассказала «НИ» Анна Федотова. – Ведь надо вызвать «скорую», дождаться ее, убедить взять человека, потом узнать номер больницы, позвонить туда, узнать, что он доехал благополучно. Бывали случаи, когда человек умирал в дороге и его по пути просто выбрасывали».

Эксперты убеждены: сотни человек, замерзшие зимой, – это показатель состояния нашего общества. «Несмотря на то, что уровень жизни в целом повысился, помощь бродягам зачастую порицается, – уверен социолог Антон Далецкий. – Возможно, поэтому количество государственных ночлежек у нас остается прежним, несмотря на то, что число бездомных постоянно растет. Увы, на бумаге такая логика понятна: чем меньше ночлежек, тем якобы меньше нищих и бездомных, и тем выше показательный уровень жизни в городе».

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

***