Новости Голливуда: «Старикам здесь не место»
Продолжение серии знакомств с «тяжеловесами» наградного сезона в Голливуде. Под «тяжеловесами» подразумеваются картины, которые могут претендовать на номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус» — две основные награды сезона.
Сегодня — о новом фильме ведущих американских режиссеров и сценаристов братьев Итана и Джоэла Коэнов, авторов нашумевшей в свое время картины «Фарго». Их очередной фильм – экранизация романа Кормака Маккарти «Старикам здесь не место» (No Country For Old Men). Исходный материал — этакая смесь вестерна с триллером — дал братьям Коэнам, адаптировавшим роман для фильма, повод поразмышлять над природой насилия в Америке.
Хавьер Бардем, исполнитель одной из двух главных ролей в фильме – серийного убийцы с по-славянски звучащим именем Антон Чугур – в беседе со мной после премьеры фильма на Торонтском кинофестивале этого года заметил, что когда он приехал в Техас на съемки фильма, его в первую очередь поразило, насколько интимны отношения американцев с оружием. Каждый местный житель, с которым он разговаривал, прекрасно разбирался в типах оружия, калибрах боеприпасов и боевых возможностях винтовок, автоматов и пистолетов. Возможно, именно эти впечатления и позволили испанскому актеру создать одновременно устрашающий и комичный образ киллера-социопата, лишенного не только морали, но и юмора.
По сюжету фильма Антон Чугур охотится за местным охотником-недотепой (замечательно точный Джош Бролин), на которого буквально свалился миллион долларов чужих «наркотических» денег. Антона нанимают эти деньги обнаружить и вернуть, но у него свои интересы. Он убивает заказчиков и собирается устранить персонаж Бролина и его семью. Параллельно ситуацию расследует местный пожилой шериф (Томми Ли Джонс – тоже кандидат на номинации).
Сюжетная канва фильма, действие которого происходит в 80-е годы прошлого века, мало что скажет о фильме, поскольку, как говорится, дьявол – в деталях. В данном случае в деталях режиссерского мастерства братьев Коэнов. Они как мало кто в Америке умеют создавать специфическую атмосферу в своих фильмах. Даже если не можешь точно объяснить, в чем дело, понимаешь, что у фильма есть свое особое звучание, тон.
Многое, конечно, обеспечивается блистательными съемками оператора-постановщика Ричарда Дикинса, но странное поведение американских «чудиков» (по терминологии Василия Шукшина) целиком и полностью «на совести» Коэнов и блестящих актеров, ими подобранных для фильма.
На первый взгляд смысл картины читается так: если в 80-х годах уже не было места для стариков в Америке, то что уж говорить о дне сегодняшнем. Но название фильма тоже обманчиво, как и его внешняя жанровость. Фильм ставит философские вопросы о том, что заложено в оригинальном названии романа и картины, которое буквально переводится как «Нет страны для стариков». Есть такая страна – или ее нет? Это просто место на карте, куда люди съехались богатеть и стрелять друг в друга из-за наркотиков и просто без причин, или все-таки есть надежда, представляемая такими натуральными американскими героями, как шериф Томми Ли Джонса?
Картина, как это сегодня модно в американском кино и на телевидении, обрывается неожиданно, на полуслове, на крупном плане вопрошающего лица Джонса. Что дальше?
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
10.11.2007
***