Юбилей Гостелерадиофонда. В его архивах можно найти и первые выпуски программы «Спокойной ночи, малыши!», и хроникальные кадры партийных съездов. Здесь хранится поистине уникальная коллекция фильмов, видео- и звуковых материалов.

Эфир — явление мимолетное. И все же телевидение и радио оставляют свой след в истории. Причем весомый — 2 миллиона уникальных записей за тридцать лет.

На стеллажах Гостелерадиофонда — юность отечественного телевидения. Первые записи тогда производились на громоздкие видеорулоны. Здесь и хроникальные кадры битв за урожай, и партийные съезды, и первые выпуски программы «Спокойной ночи, малыши!»

Коробки со сложными номерами нередко единственное место, где еще можно отыскать безвозвратно утраченное. Например, переселение москвичей в новые дома. Строители сносят все устаревшее, мешающее дальнейшему развитию города.

В общей сложности материалов, хранящихся в Гостелерадиофонде, хватило бы на семь лет круглосуточного эфира. Ежедневно смотреть кино по несколько часов в день — прямая обязанность специалистов фонда. Художественные ленты и телеспектакли, мультфильмы и радиопередачи. Целая портретная галерея звезд науки и искусства, культуры и спорта.

Славное прошлое и практически полное отсутствие настоящего: пополнение фонда прекратилось в начале 90-х. «Все производители аудиовизуальной продукции обязаны отдавать в Гостелерадиофонд по одному бесплатному экземпляру своих материалов. К сожалению, этого пока не происходит», — говорит главный специалист отдела комплектования Анна Соколова.

На сегодня единственным источником пополнения архивов остались частные собрания и нечаянные находки. Правда, сетуют специалисты, эти материалы чаще всего хранятся в совершенно неподходящих условиях и поступают в фонд в крайне плачевном виде. «Часто мы получаем ценнейший материал и после просмотра и редактуры находим уникальные записи и кадры, которые могли бы быть просто испорчены», — сетует начальник службы хранения фондовых материалов Геннадий Кириченко.

Хранить свои сокровища по банкам и углам в Гостелерадиофонде считают, по меньшей мере, неразумным. Оригинал радиозаписи, к примеру, 1938 года на руки, конечно, не дадут, а вот копию на современном компакт-диске пожалуйста.

Елена Коробова

Вести.Ru

*