Российское правительство займется развитием оборонного комплекса в Самарской области. Это даст возможность самарскому губернатору Владимиру Артякову усилить позиции «Рособоронэкспорта» в регионе, а также сформировать принципиально новую, лояльную к себе губернскую элиту.

В конце октября правительство РФ рассмотрело вопросы социально­экономического развития Самарской области. Заседанию предшествовал ознакомительный визит главы кабинета министров в регион. Во время этой поездки Виктор Зубков посетил оборонное предприятие «Моторостроитель» и провел совещание с членами областного правительства, где он отметил, что впечатление от поездки в Самарскую область у него сложилось вполне благоприятное. Впоследствии оно было подтверждено конкретными решениями: после представленного правительству доклада губернатора Владимира Артякова, лишь два месяца руководящего областью, федеральные власти выразили готовность раскошелиться.

Новый глава региона сумел договориться о финансировании из средств федерального бюджета масштабных дорожно­строительных проектов, достройке знаменитого Самарского онкоцентра на федеральные деньги и его последующей передаче российским властям. Пришлось Владимиру Артякову выслушать и критические замечания — одно из них было связано с крайне низким объемом жилищного строитель­ства в губернии (всего 0,4 кв. м на человека в год, что меньше, чем в среднем по России). Однако наибольший интерес российских властей вызвали проекты, связанные с развитием самарской оборонки.

Получается, что смена губернатора, являющегося по должности главным лоббистом региональных интересов на федеральном уровне, дала без преувеличения жизненно важный импульс оборонке региона. Идея развивать ее в форме авиационнокосмического кластера содержится в «Стратегии социально­экономического развития Самарской области до 2020 года», принятой еще при прежнем губернаторе Константине Титове. Однако необходимые для этого ресурсы во многом замыкались на Москве — хотя бы потому, что государству принадлежат значительные пакеты акций местных оборонных предприятий, а возможности помогать им за счет средств регионального бюджета весьма ограниченны. Если к этим факторам добавить слабеющий все последние годы лоббистский потенциал Титова, становится ясно, что стратегические соображения самарских властей до недавнего времени оставались не более чем декларацией о хороших намерениях.

Один кластер – две судьбы

Между тем авиационнокосмический комплекс, который начал складываться в Самаре со второй половины 1950х годов, и сегодня имеет значительные перспективы, о чем свидетельствует целый ряд стратегических проектов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках высокотехнологичной продукции. Ядром кластера является Государственный научнопроизводственный ракетно­космический центр (ГНП РКЦ) «ЦСКБПрогресс». В корпорации, возглавлявшейся легендарным генеральным конструктором Сергеем Королевым, ЦСКБ занималось конструкторским сопровождением производства ракет­носителей (РН) Р7 двойного назначения, а завод «Прогресс» — их серийным выпуском. Мировую известность центру принесла РН «Союз», которая, пройдя девять модификаций, до настоящего времени остается самым надежным и экономичным средством доставки на рабочие орбиты пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также космических аппаратов.

Кроме «ЦСКБ – Прогресс», упомянутый кластер включает еще несколько самарских предприятий: «Авиакор – авиационный завод», «Моторостроитель», «Авиаагрегат», «Гидроавтоматика», СНТК им. Н. Д. Кузнецова, «Металлист–Самара», Самарский металлургический завод, Завод авиационных подшипников, Завод аэродромного оборудования, «Салют» и ряд других компаний, вузов и научноисследовательских организаций.

Острее других предприятий в поддержке нуждается разработчик ракетных и авиадвигателей Самарский научнотехнический комплекс (СНТК) им. Кузнецова (см. «Спастись на локомотиве» в №2 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год), часть имущества которого находится под арестом по иску налоговых органов. Совокупная кредиторская задолженность СНТК составляет 1,7 млрд рублей, в том числе 125 млн по зарплате и 770 млн — по налогам в бюджеты разных уровней. При этом заказов, позволяющих привлекать кредиты для пополнения оборотных средств, недавно снятый генеральный директор СНТК Сергей Тресвят­ский не оставил.

Более того, по нашей информации, РАО «Газпром» сняло свои заказы на 2007—2008 годы, также сорван контракт и с белорусским РУП «Гродноэнерго», которое выставило СНТК претензии на 1 млн долларов, а контракт на поставку в Иран 50 модифицированных двигателей НК36СТ находится под угрозой. В довершение всех бед «Роскосмос» передал лицензию на разработку ракетных двигателей НК33, два из которых он ранее намеревался заказать в СНТК, самарскому ОАО «Моторостроитель», где уже сформировано КБ с участием специалистов СНТК, покинувших это предприятие изза долгов по зарплате.

Первым о своей готовности спасти самарских двигателистов заявил в начале нынешнего сентября крупнейший кредитор СНТК – подконтрольный «Роснефти» Всероссийский банк развития регионов. Он предложил «Роспрому», представляющему интересы основного собственника СНТК в лице государства, провести санацию предприятия, которое должно ему более 400 млн руб.

Теперь на эту роль появился второй претендент — ОПК «Оборонпром», дочерняя структура госхолдинга «Рособоронэкспорт» (РОЭ), расширяющего свое присутствие в самарском регионе. Около двух лет назад РОЭ взял на себя управление тольяттинским АвтоВАЗом, а в конце нынешнего лета руководитель этого предприятия, бывший топ­менеджер «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков был назначен губернатором области.

Компания по особым поручениям

«Оборонпром» — видимо, по инициативе государства — намерен стать консолидатором стагнирующей самарской оборонки. Для начала предполагается передать ему управление СНТК, с тем чтобы после санации включить это предприятие (наряду с другими активами самарской оборонки) в двигателе­строительный холдинг, создаваемый на базе НПО «Сатурн». В его состав, кроме СНТК, «Оборонпром» хочет включить самарские ОАО «Моторостроитель» и «МеталлистСамара», а также Казанское моторостроительное производственное объединение.

Холдинговый план реформирования отечественного авиадвигателестроения, построенный по территориальнообъектовому признаку с географическими центрами в Москве, СанктПетербурге, Самаре и Перми, был оглашен 11 августа 2007 года на совещании в ОАО «Климов» (СанктПетербург), которое провел президент Владимир Путин.

Подробнее:«Эксперт Волга» № 41 (81)

Эксперт Волга»

***