Оборонку сделают рычагом
Российское правительство займется развитием оборонного комплекса в Самарской области. Это даст возможность самарскому губернатору Владимиру Артякову усилить позиции «Рособоронэкспорта» в регионе, а также сформировать принципиально новую, лояльную к себе губернскую элиту.
В конце октября правительство РФ рассмотрело вопросы социальноэкономического развития Самарской области. Заседанию предшествовал ознакомительный визит главы кабинета министров в регион. Во время этой поездки Виктор Зубков посетил оборонное предприятие «Моторостроитель» и провел совещание с членами областного правительства, где он отметил, что впечатление от поездки в Самарскую область у него сложилось вполне благоприятное. Впоследствии оно было подтверждено конкретными решениями: после представленного правительству доклада губернатора Владимира Артякова, лишь два месяца руководящего областью, федеральные власти выразили готовность раскошелиться.
Новый глава региона сумел договориться о финансировании из средств федерального бюджета масштабных дорожностроительных проектов, достройке знаменитого Самарского онкоцентра на федеральные деньги и его последующей передаче российским властям. Пришлось Владимиру Артякову выслушать и критические замечания — одно из них было связано с крайне низким объемом жилищного строительства в губернии (всего 0,4 кв. м на человека в год, что меньше, чем в среднем по России). Однако наибольший интерес российских властей вызвали проекты, связанные с развитием самарской оборонки.
Получается, что смена губернатора, являющегося по должности главным лоббистом региональных интересов на федеральном уровне, дала без преувеличения жизненно важный импульс оборонке региона. Идея развивать ее в форме авиационнокосмического кластера содержится в «Стратегии социальноэкономического развития Самарской области до 2020 года», принятой еще при прежнем губернаторе Константине Титове. Однако необходимые для этого ресурсы во многом замыкались на Москве — хотя бы потому, что государству принадлежат значительные пакеты акций местных оборонных предприятий, а возможности помогать им за счет средств регионального бюджета весьма ограниченны. Если к этим факторам добавить слабеющий все последние годы лоббистский потенциал Титова, становится ясно, что стратегические соображения самарских властей до недавнего времени оставались не более чем декларацией о хороших намерениях.
Один кластер – две судьбы
Между тем авиационнокосмический комплекс, который начал складываться в Самаре со второй половины 1950х годов, и сегодня имеет значительные перспективы, о чем свидетельствует целый ряд стратегических проектов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках высокотехнологичной продукции. Ядром кластера является Государственный научнопроизводственный ракетнокосмический центр (ГНП РКЦ) «ЦСКБПрогресс». В корпорации, возглавлявшейся легендарным генеральным конструктором Сергеем Королевым, ЦСКБ занималось конструкторским сопровождением производства ракетносителей (РН) Р7 двойного назначения, а завод «Прогресс» — их серийным выпуском. Мировую известность центру принесла РН «Союз», которая, пройдя девять модификаций, до настоящего времени остается самым надежным и экономичным средством доставки на рабочие орбиты пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также космических аппаратов.
Кроме «ЦСКБ – Прогресс», упомянутый кластер включает еще несколько самарских предприятий: «Авиакор – авиационный завод», «Моторостроитель», «Авиаагрегат», «Гидроавтоматика», СНТК им. Н. Д. Кузнецова, «Металлист–Самара», Самарский металлургический завод, Завод авиационных подшипников, Завод аэродромного оборудования, «Салют» и ряд других компаний, вузов и научноисследовательских организаций.
Острее других предприятий в поддержке нуждается разработчик ракетных и авиадвигателей Самарский научнотехнический комплекс (СНТК) им. Кузнецова (см. «Спастись на локомотиве» в №2 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год), часть имущества которого находится под арестом по иску налоговых органов. Совокупная кредиторская задолженность СНТК составляет 1,7 млрд рублей, в том числе 125 млн по зарплате и 770 млн — по налогам в бюджеты разных уровней. При этом заказов, позволяющих привлекать кредиты для пополнения оборотных средств, недавно снятый генеральный директор СНТК Сергей Тресвятский не оставил.
Более того, по нашей информации, РАО «Газпром» сняло свои заказы на 2007—2008 годы, также сорван контракт и с белорусским РУП «Гродноэнерго», которое выставило СНТК претензии на 1 млн долларов, а контракт на поставку в Иран 50 модифицированных двигателей НК36СТ находится под угрозой. В довершение всех бед «Роскосмос» передал лицензию на разработку ракетных двигателей НК33, два из которых он ранее намеревался заказать в СНТК, самарскому ОАО «Моторостроитель», где уже сформировано КБ с участием специалистов СНТК, покинувших это предприятие изза долгов по зарплате.
Первым о своей готовности спасти самарских двигателистов заявил в начале нынешнего сентября крупнейший кредитор СНТК – подконтрольный «Роснефти» Всероссийский банк развития регионов. Он предложил «Роспрому», представляющему интересы основного собственника СНТК в лице государства, провести санацию предприятия, которое должно ему более 400 млн руб.
Теперь на эту роль появился второй претендент — ОПК «Оборонпром», дочерняя структура госхолдинга «Рособоронэкспорт» (РОЭ), расширяющего свое присутствие в самарском регионе. Около двух лет назад РОЭ взял на себя управление тольяттинским АвтоВАЗом, а в конце нынешнего лета руководитель этого предприятия, бывший топменеджер «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков был назначен губернатором области.
Компания по особым поручениям
«Оборонпром» — видимо, по инициативе государства — намерен стать консолидатором стагнирующей самарской оборонки. Для начала предполагается передать ему управление СНТК, с тем чтобы после санации включить это предприятие (наряду с другими активами самарской оборонки) в двигателестроительный холдинг, создаваемый на базе НПО «Сатурн». В его состав, кроме СНТК, «Оборонпром» хочет включить самарские ОАО «Моторостроитель» и «МеталлистСамара», а также Казанское моторостроительное производственное объединение.
Холдинговый план реформирования отечественного авиадвигателестроения, построенный по территориальнообъектовому признаку с географическими центрами в Москве, СанктПетербурге, Самаре и Перми, был оглашен 11 августа 2007 года на совещании в ОАО «Климов» (СанктПетербург), которое провел президент Владимир Путин.
***