В Государственном историческом музее открылась предаукционная выставка Sotheby`s. На ней представлены топ-лоты лондонского аукциона русского искусства, который впервые будет вечерним.

Sotheby’s уже видит, как руки русских коллекционеров тянутся к «Колокольчикам» Натальи Гончаровой / Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ /

Аукционный дом Sotheby`s проводит в Москве уже третью за последний год выставку. На сей раз в ГИМе представлены топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 26-27 ноября. Впервые в обозримой истории русских аукционов Sotheby`s будет продавать русское искусство вечером. Речь тут идет не просто о часе начала торгов — «вечерний аукцион» подчеркивает статусность искусства и его покупателей. Например, многомиллионные работы импрессионистов продают исключительно в формате Evening Sale, на следующий день следуют «дневные торги». Точно так же будут устроены русские торги Sotheby`s: вечером 26 ноября — топ-лоты, среди которых и живопись с графикой, и прикладное искусство; на следующий день — лоты подешевле.

В Москву привезли только живопись и графику — более 30 произведений, которые показывают в новом выставочном зале ГИМа, в котором красные кирпичные стены видны сквозь стеклянные щиты. По-видимому, из соображений безопасности вешать картины на стекло не стали, а разместили их все в центре, на щитах. Так что плотность шедевров в этом небольшом зале зашкаливает.

Две звезды выставки — это картины Константина Маковского и Натальи Гончаровой, которые очень удачно символизируют два главных направления интересов наших коллекционеров: русское искусство XIX века (так сказать, классика) и авангард начала ХХ века. Авангард, как и положено ему в международной табели о рангах, дороже. Полотно «Колокольчики» Натальи Гончаровой оценено в $6-10 млн, это работа самого важного и редкого, примитивистского периода художницы — между прочим, самой дорогой арт-женщины в мире, картина происходит из американской коллекции семьи Шрейбер. Именно с этой картины, купленной в нью-йоркской галерее Хаттона, коллекция Филис и Сэмюэла Шрейбер началась. Приобретя ее в 1973 году, супруги Шрейбер решили расстаться со своим собранием американского искусства и сосредоточиться на русском авангарде — в результате их собрание стало одним из самых заметных в США, выставлялось и публиковалось. Девять картин из коллекции семьи Шрейбер продаются теперь на Sotheby`s. Среди них «Осенний лес» Владимира Баранова-Россине, ранняя «Обнаженная» и более поздний «Танцовщик в лучистском стиле» Михаила Ларионова — их тоже привезли на выставку в Москву.

Классику представляют, как и положено, Иван Айвазовский и Константин Маковский. Морской «Гнев стихий» (эстимейт $800 тыс.) и зимний «Лед на Днепре» (эстимейт $300-400 тыс.) демонстрируют творческие методы русского мариниста во всей красе, хотя сравнение с Джозефом Тернером, использованное экспертами Sotheby`s, кажется все же чрезмерным. Несомненным музейным качеством обладает сцена «Из быта русских бояр конца XVII века» Константина Маковского. Она изображает смотрины в расписном боярском тереме. Не очень большое полотно написано художником в начале его карьеры, еще до того, как его виртуозная кисть покрыла росписями квадратные километры стен аристократических особняков. Оно оценено в $1-1,4 млн.

На открытии выставки было объявлено о дальнейших планах Sotheby`s на русское искусство — это, в частности, и вторая половины ХХ века. 12 марта 2008 года в Лондоне пройдет второй специализированный аукцион русского современного искусства, и кроме того, избранные произведения из этого периода будут включены в состав интернациональных торгов Contemporary Art в феврале. А следующая предаукционная выставка пройдет в Москве в начале 2008 года — на ней покажут топ-лоты русского аукциона в Нью-Йорке, намеченного на апрель 2008 года.

Для публики выставка в ГИМе открыта 9-11 ноября.

ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

"КоммерсантЪ"

***