Жители областного центра все чаще и все более массово выступают против точечной застройки областного центра. В ходе одной из последних таких акций люди, под окнами которых вместо ухоженного годами сквера и детской площадки внезапно появился строительный забор, даже предложили назвать свою улицу именем Путина и установить во дворе памятник действующему президенту РФ.

— У нас теперь только одна надежда — на гаранта Конституции, — рассказала корреспонденту «РГ» одна из местных активисток Тамара Волкова. — Если в нашем сквере установить бюст главы государства, то строители наверняка не решатся его сносить.

— Все это было бы, конечно, смешно, если бы не было так грустно, — комментирует ситуацию один из старейших архитекторов Самары Ваган Каркарьян, почти четверть века занимавший должность главного архитектора областной столицы. — Когда-то Самара имела свое неповторимое архитектурное лицо, и знатоки говорили, что города с такой неповторимой архитектурой больше нигде нет.

В середине девяностых годов в Самару приезжала группа американских архитекторов, которая по результатам этого визита подготовила рекомендации о строительстве в городе. Одна из них — это недопустимость возведения в старой части зданий выше пяти-шести этажей. Причем все новостройки должны органично вписываться в существующую застройку и располагаться на месте ветхих кварталов. В противном случае город мог лишиться своего исторического образа. Удивительно, но заокеанские коллеги оказались куда большими патриотами Самары, нежели местная власть, которая спрятала эти рекомендации под сукно и дала отмашку на точечную высотную застройку как в старом городе, так и в тех жилых микрорайонах, которые комплексно строились уже во второй половине XX века. Причем дошло до диких парадоксов. В старом городе строятся 20-этажные стеклянные бараки, только поставленные на попа, а в месте, которое еще прежним генеральным планом города было определено как его деловой центр, растут двух- и трехэтажные коттеджи.

И получилось как в детской песенке: точка, точка, запятая… В результате вышла рожица кривая. Именно рожица, а не лицо, которое уже безвозвратно потеряно.

Если Ваган Каркарьян оценивает точечную застройку эстетически, то председатель комитета по строительству городской Думы Александр Шатохин подходит к ней с прагматичной точки зрения.

— Что такое воткнуть «свечку» между пяти — и даже девятиэтажек? — спрашивает он, и сам же отвечает: — Такая хаотичная застройка нарушает не только эстетические и экологические нормы, но и все технические нормативы. Высотки, как правило, сажают на действующие инженерные сети, но те изначально не были рассчитаны на такие нагрузки. В результате и прежние жители, и новоселы испытывают перебои с поставкой воды, тепла. Сейчас новая городская власть отказывается от точечной застройки и переходит к комплексной. Но, к сожалению, еще много точечных площадок, разрешения на которые выданы прежними чиновниками.

— Все они выданы, увы, на законных основаниях, — разъясняет ситуацию главный архитектор Самары Андрей Смирнов. — Сейчас жители, протестуя против котлованов в их дворах, требуют остановить строительство на том основании, что при выдаче разрешения на него их мнения никто не спросил. Но дело в том, что в то время, когда выдавались разрешения, санкции окрестных жителей и не требовалось. И потому сейчас ни местная власть, ни даже суд не вправе запретить такую стройку, даже если она ведется на месте детской площадки.

Но теперь мы отказались от точечной застройки и будем вести строительство и жилья, и офисных центров только комплексно. Площадки для него в городе есть, и уже началась подготовка к их освоению. Есть и инвесторы, способные осилить самые амбициозные проекты.

К сожалению, Андрей Смирнов, как и другие городские чиновники, от которых зависит появление новых стройплощадок в городе, пока называет только одну -это территория, на которой располагается бывший 4-й государственный подшипниковый завод. Отсутствие более полной информации, как водится, породило слухи. Согласно одному из них, под снос определены кварталы «сталинок» на Волжском проспекте, якобы признанных ветхими сооружениями. Жители этих добротных строений уже собирают подписи под гневными петициями, направляя их и областному начальству, и в Москву.

Проблемы, которые уже возникли и еще будут возникать в результате точечной застройки, касаются, как уже говорилось выше, не только жильцов старых домов, но и новоселов. Одна из них — безопасность. Новые дома, как показывает практика, порой возводят, не проведя предварительно должного геодезического исследования грунтов.

— Под Самарой очень много карстовых пустот, — рассказал корреспонденту «РГ» бывший работник управления капитального строительства Куйбышевского горисполкома Владимир Сергеев. — Поэтому раньше даже строительству трансформаторной будки предшествовало тщательное исследование грунта. Все подозрительные места мы не трогали, застраивали их по периметру. Кстати, именно по этой причине во многих местах города есть большие внутридворовые территории с футбольными полями, скверами и детскими площадками. Теперь же геодезия у строителей не в почете. И потому точечно застраиваются именно те внутридворовые территории, которые прежде мы обходили, как говорится, за три версты. Да еще высотками в десять и более этажей. И я не знаю, какие фундаменты там используются…

— Действительно, подземная Самара весьма проблемна, — подтверждает слова бывшего строителя главный геолог «Самара-ТИСИЗ» Аркадий Кудряшов. — Для того чтобы объект в будущем был безопасен, нужно обязательно учитывать особенности грунта. Но с этим дела обстоят из рук вон плохо. Там, где положено пробурить три, а по только что вступившим в силу СНиПам и все пять скважин, зачастую бурят только одну. И на основании одного результата выбирают тип фундамента. А ведь и в центре города, и на том же волжском склоне геологические условия могут резко меняться. В одном месте очень надежный грунт, а в нескольких метрах от него — на порядок слабее. Еще четверть века назад мы разработали рекомендации вести строительство в основном на свайных фундаментах как наиболее надежных в наших условиях. Теперь они напрочь забыты. В результате вода в подземных гаражах новостроек или обрушение облицовки — это лишь цветочки…

Как бы там ни было, с точечной застройкой областного центра покончено. В будущем. Но в настоящем она продолжается и завершится только тогда, когда будет реализован последний проект из числа тех, на которых стоит виза мэрии. А таковых, по данным главного архитектора города, около полусотни.

«Российская газета» № 249

(4512) от 8.11.2007

*