Компании, контролирующие почти 60% российского табачного рынка, повысили так называемую максимальную розничную цену (МРЦ). Пачка Pall Mall подорожала на рубль (с 18 до 19), LD — минимум на 50 копеек, а Marlboro — на 2 рубля.

Рисунок Алексея Меринова

МРЦ, выше которой сигареты продавать в розницу нельзя, появилась с нового года и была вызвана к жизни новым порядком исчисления акциза табачниками. В результате табачные компании стали платить в бюджет гораздо больше (на 35% по сравнению с прошлым годом), а цены на зелье в рознице практически не выросли.

Более того, некоторые компании в январе даже установили МРЦ ниже ноябрьских цен в 2006-м. Так что курильщикам вышло даже какое-то послабление. И хотя компании имеют право раз в месяц менять МРЦ, до сих пор они использовали эту возможность крайне редко, да и то по отношению к отдельным маркам.

Но все хорошее (или плохое, если смотреть с позиций здравоохранения) когда-нибудь кончается. Вот и общий рост цен в России не обошел стороной и крупнейших табачных производителей.

British American Tobacco (BAT) и Japan Tobacco International (JTI) уведомили розничные сети о повышении стоимости своих сигарет, выпущенных с 1 ноября. И повышение коснулось почти всего перечня выпускаемой ими продукции. Таким образом, теперь за пачку “индейского спокойствия” любой марки от ВАТ придется отдать в среднем на рубль дороже, а от JTI — в среднем на 2 рубля. В ближайшие дни подрастут и цены на контрафактные сигареты, которых на российском рынке полным-полно.

Многие эксперты отмечают несвоевременность состоявшегося поднятия цен. Поскольку курит у нас в среднем каждый второй взрослый, табачную продукцию можно смело включить в “социальную корзину”. С другой стороны, производители и импортеры сигарет просто не могут не присоединиться к празднику непослушания цен.

Другой вопрос, долго ли будут дорожать сигареты. Ведь с начала 2008 года акциз для табачных компаний увеличится на 20%. Тогда пачка сигарет с января в среднем подорожает еще на пару рублей. Причем дешевая никотиновая продукция вырастет в цене больше, чем дорогая. Как, например, сейчас, когда МРЦ на Kent и Vogue поднялись на 3,5%, а на “Приму” и “Яву” соответственно на 10 и 13,8%.

Впрочем, такими ползучими темпами “отрубания хвоста по кусочкам” народ не отучают от вредной привычки, а приучают доставать из кошелька больше денег. Так что все опять, как в анекдоте про пьяницу папу и сына: “Пап, водка подорожала, ты станешь меньше пить?” — “Нет, это ты будешь меньше есть”.

"Московский Комсомолец"

***