В зоне особого внимания. Ужесточение контроля над тюрьмами приводит к массовым бунтам по всей стране
Вчера следственный комитет Самарской области возбудил уголовное дело в отношении зачинщиков бунта заключенных Жигулевской колонии. Малолетние арестанты подожгли несколько зданий. Только за последние две недели похожие акции неповиновения заключенных прошли еще в четырех колониях. Во ФСИНе утверждают, что волна бунтов спровоцирована «заговором авторитетов».
Заключенные не привыкли к такому бдительному контролю надзирателей.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Сами же бунтари убеждают, что пытались хоть как-то улучшить условия ужесточившегося режима. Правозащитники констатируют: незримая война между осужденными и администрацией выходит из-под контроля, и обычные голодовки заключенных уже переросли в активное противостояние.
Недавний бунт в жигулевской колонии для несовершеннолетних начинался по такому же сценарию, как и акция заключенных в колонии в Кировограде и Санкт-Петербурге. В ночь на понедельник около сотни воспитанников этого исправительного учреждения, расположенного недалеко от Тольятти, устроили акцию неповиновения. Они забрались на крышу здания отряда и отказывались спускаться в течение нескольких часов, требуя поговорить с прокурором Самарской области, однако когда заместитель прокурора прибыла на место, бунтовщики передумали разговаривать. В областном управлении ФСИН до сих пор не могут понять, каковы были требования малолетних преступников. «В этой акции участвовали около сотни человек, – рассказал «Новым Известиям» начальник пресс-службы УФСИН России по Самарской области Артур Маливанчук. – Примерно восемь – десять зачинщиков этих беспорядков переведены в СИЗО города Сызрань. Все остальные находятся на местах. Бунтовщики не выдвигали никаких четких требований. Засев на крыше дома, они кричали: «Не хотим ходить строем и не хотим режима!» Потом подростки начали поджигать крышу. Спустить их удалось только шумовыми гранатами».
Зато протесты малолетних бунтарей поняли взрослые осужденные. «На малолетке всех били и заставляли вступить в отряд активистов, которые доносят и служат на администрацию, – рассказал «НИ» осужденный ИК № 13 Самарской области Игорь Ефремов. – Порядки там творились ужасные, подростки не выдержали и устроили акцию протеста. Вообще в Самаре творится что-то страшное: медицинской помощи можешь ждать месяцами, а зоны перегружены людьми».
«Черное» и «красное»
Сами заключенные утверждают, что противостояние с администрацией достигло пика. «Администрация в последнее время во всех регионах стала ужесточать режим, пытаясь сломать воровские устои, которые формировались веками, – рассказал «НИ» бывший осужденный Максим Громов. – Негласная война с администрацией и разделения колоний на «красные» и «черные» были всегда. Но в последнее время администрация пытается разрушить сложившийся воровской уклад». Если более точнее, война идет за то, кто кому будет подчиняться: зэки – администрации, как принято у «красных», или администрация – авторитетному «руководству», как у «черных». На «черных» зонах неформально вся власть принадлежит осужденным, которые договариваются с администрацией. Точнее, ни одно решение по регулированию внутреннего устройства в колонии не принимается администрацией без согласования со «смотрящим». Авторитеты обеспечивают внешний порядок и заставляют работать остальных осужденных и давать план. «В «черных» зонах никогда не будет бунтов, – продолжает Максим Громов. – Там права человека нарушить никто не может. Естественно, там практически нет активистов, работающих на администрацию. В «красных» зонах, где власть «смотрящего» не очень сильна, и происходят вспышки активной борьбы». Тем не менее на «красных» зонах тоже не все зависит от администрации, ведь и там часть власти делегируется осужденным, иначе просто невозможно контролировать всех зэков. «Смотрящие есть везде, в каждой камере», – пояснил «НИ» заключенный СИЗО в Астраханской области Евгений. Но самодеятельные активисты, сотрудничающие с администрацией, часто ведут себя по отношению к остальным не лучшим образом, и, когда «красные» и администрация перегибают в наведении порядка, происходят волнения вроде того, какое было недавно в «Крестах» в Санкт-Петербурге. На прогулке трое заключенных ударили надзирателя по голове и вырвались на крышу. Они выламывали кирпичи и бросали их вниз, на проезжающие машины. Бунтарям решил противостоять один из надзирателей, которого подростки избили, сломав несколько ребер. После этого малолетки подожгли одну из сигнальных башен. «Заключенные требовали ослабить режим – прежде всего к лидерам преступной среды, – заявила «НИ» пресс-секретарь ФСИН Санкт-Петербурга Ольга Громова.
***