Представьте себе картину: вы только что купили дорогой мобильный телефон. Но через несколько месяцев он сломался. Естественно с этим телефоном вы идете в сервисный центр, где вам клятвенно обещают в течение двух-трех недель телефон отремонтировать…

Однако к положенному сроку сотовый конечно не готов, ибо нет запчастей. Пока необходимые детали привезут, пройдет еще месяц. История знакома каждому, кто когда-либо ремонтировал телефон, телевизор, холодильник и т.д. Но теперь халтура закончилась. В Закон о защите прав потребителей внесены поправки, которые устанавливают срок ремонта — строго 45 дней. При этом отсутствие запчастей не освобождает от ответственности за нарушение закона.

Закон в новой редакции начнет действовать с 12 декабря 2007 года. Он подписан президентом 25 октября, а 27-го опубликован в Российской газете (в соответствии с законом вступает в действие через 45 дней с момента опубликования).

Поскольку раньше закон не устанавливал четкие сроки ремонта, то сервисные службы могли ремонтировали технику по 180 дней! Бедный покупатель мало того, что все это время обходится без того же телефона, так еще и вынужден был постоянно обращаться в мастерскую с вопросом: «Ну, когда же?» Теперь 45 дней на ремонт и точка. Есть запчасти или нет — это уже проблемы сервисных центров. Более того, за каждый день просрочки можно потребовать 1% от стоимости товара.

Еще один неоспоримый «плюс» для покупателя — это ответственность за нарушение сроков, указанных в договоре купли-продажи, который вы заключаете с продавцом. Чтобы понять, о чем идет речь, мы обратились к генеральному директору московского агентства по защите прав потребителей Соколовой Ирине:

— В соответствии с прежним законом «О защите прав потребителей», если фирма нарушила сроки доставки товара, прописанные в договоре купли-продажи, никакой неустойки за это не предусматривалось, — поясняет г-жа Соколова. — Например: 1 апреля человек заказал кухню, оплатил 80% от ее стоимости и через месяц ему должны были ее привести. В итоге кухню привезли только 10 сентября. По старому законодательству ему не стоило рассчитывать на компенсацию. Но теперь с продавца можно будет требовать неустойку в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.

Нововведения коснуться и банков. В соответствии с новым законом банки при предоставлении кредита обязаны будут давать информацию о полной сумме, которую человек должен будет возвратить и график погашения кредита. Что это дает? Если раньше многие банки предпочитали не говорить о скрытых комиссиях и дополнительных платежах (например, за открытие счета), а для человека это оказывалось неприятным сюрпризом. Теперь банки обязаны предупреждать клиента об этих дополнительных расходах.

Но есть и минусы. Например, поправки в статью 18, по которой раньше покупатель мог в течение всего гарантийного срока, будь-то телефон или машина, вернуть товар обратно (в случае производственного недостатка, брака и т.д.). Но с вступлением в силу поправок к закону, технически-сложный товар можно будет вернуть лишь в течение 15 дней, а не на протяжении всей гарантии, как это было раньше.

06.11.2007 12:40

МК

*