Программа «Компьютер в каждый дом» оказалась под угрозой срыва. Вместо запланированных 20-50 тыс. проданных ПК к лету 2007 года подрядчикам удалось реализовать не более 1,5 тыс. компьютеров. В этой связи Мининформсвязи отодвинуло начало реализации программы в масштабе всей страны на неопределенный срок и планирует заменить ОС Windows на Linux.

Фото: Reuters

Глава российского сборщика ПК Kraftway Алексей Кравцов рассказал Ъ вчера, что за время работы программы «Компьютер в каждый дом» было продано всего «несколько сотен компьютеров в Краснодарском крае и Томской области». Группа компаний «Компьюлинк», осуществляющая поставки в Челябинскую и Архангельскую области, вчера отказалась комментировать продажи ПК. Но эксперты полагают, что показатели «Компьюлинка» и Kraftway должны быть примерно на одном уровне и в совокупности составить не более 1,5 тыс. ПК. «В ходе реализации программы мы выяснили, что в некоторых отдаленных поселках люди вообще имеют смутное представление о компьютерах и никогда не слышали о Microsoft. Хотя в некоторых населенных пунктах спрос был неплохой: около пяти компьютеров на 1 тыс. населения,— поделился результатами работы господин Кравцов.— В целом для Kraftway это бизнес-направление почти незаметно и вряд ли станет большим. Для нас это скорее социальный проект: дать людям в отдаленных регионах возможность приобрести ПК по низкой цене».

Программу «Компьютер в каждый дом» инициировали вендоры программного обеспечения и оборудования, реализует ее Мининформсвязи РФ. В рамках программы планировалось продавать ПК в более чем 40 тыс. отделениях «Почты России» по всей стране. Проект рассчитан главным образом на небогатые слои населения, у которых еще нет дома ПК. Цены на ПК фиксированные, независимо от места жительства покупателя. Все ПК поставляются с предустановленным ПО от Microsoft и процессорами от Intel. С февраля программа работает в пилотном режиме в Челябинской и Томской областях, с марта — в Архангельской области и Краснодарском крае. Тендер на поставку компьютеров в пилотных регионах выиграли Kraftway и «Компьюлинк».

В момент запуска программы планировалось реализовывать от 20 тыс. до 50 тыс. компьютеров до лета 2007 года. При осуществлении программы во всех регионах России назывались объемы продаж до 1 млн ПК в год. Вчера источник Ъ в Мининформсвязи подтвердил, что участники программы не вышли на запланированный объем продаж. «Мы запустим второй этап программы, скорее всего, в декабре этого года,— говорит источник Ъ.— Изменения коснутся сразу нескольких сторон. Во-первых, мы планируем обеспечить хорошую рекламную поддержку, во-вторых, министерство ведет переговоры с крупнейшими банками о кредитовании населения при покупке ПК в рамках программы, в-третьих, мы планируем отказаться от ПО Microsoft в пользу дистрибутива Linux российского производства. Эта мера удешевит компьютеры». По данным Ъ, стоимость ПО Microsoft для каждого ПК составляет примерно 1,2 тыс. руб. При этом ПК поставляются в четырех конфигурациях: «доступный» по цене 14,8 тыс. руб., «оптимальный» — за 25 тыс. руб., «эксклюзивный» — за 30 тыс. руб. и ноутбук — за 21,4 тыс. руб.

Менеджер по стратегии платформ Microsoft Владислав Шершульский полагает, что «компьютеры на базе Linux вряд ли будут иметь заметный спрос из-за сложности освоения операционной системы». Вице-президент Rover Computers Андрей Халтурин полагает, что сборщики ПК много не заработают на программе, поскольку она рассчитана на малообеспеченных граждан: «Более обеспеченные слои населения не станут покупать ПК по программе, они приобретут более мощные компьютеры. Чтобы продавать больше, нужно придумывать новые схемы, например, беспроцентные кредиты».

Александр Ъ-Малахов

"КоммерсантЪ"

***