Американские ученые выявили молекулярный механизм, помогающий возбудителю СПИДа проникать во внутренние структуры клеток иммунной системы. Американские исследователи пришли к выводу, что синдром хронической усталости может вызываться вирусами, обитающими в желудочно-кишечном тракте.

Эта болезнь главным образом поражает людей в возрасте от 20 до 40 лет, женщин вдвое чаще, чем мужчин. Ее главные симптомы – общая слабость, сонливость, быстрая беспричинная утомляемость и расстройство внимания. Иногда она сопровождается небольшим повышением температуры, припухлостью лимфатических узлов и мышечными болями.

Врачи уже давно подозревали, что синдром хронической усталости вызван какой-то инфекцией. Одно время ее причиной считался вирус Эпштейна-Барр, который атакует клетки горла и носовых ходов, однако эта гипотеза не подтвердилась.

Теперь на горизонте появился новый микроб-виновник. Его обнаружили американские медики, которые выполнили анализ тканей слизистой выстилки желудка 165 человек, страдающих синдромом хронической усталости. Свыше восьмидесяти процентов проб выявили наличие вирусных патогенов. Эти вирусы обнаружились лишь у двадцати процентов людей из контрольной группы, не жалующихся на хроническую усталость.

И еще о вирусах. Биофизики питтсбургского университета им. Карнеги-Меллона выявили еще один молекулярный механизм, помогающий возбудителю СПИДа проникать во внутренние структуры клеток иммунной системы. Давно известно, что в этом участвуют два вирусных белка, gp120 и gp41. Оказалось, что один из фрагментов второго протеина, так называемый пептид слияния-23 (сокращенно FP-23), вступает в химический контакт с клеточными мембранами и делает их более гибкими. Вирус СПИДа лучше закрепляется на таких деформированных мембранах и потому с большей легкостью заражает клетку.

Сон – по-прежнему лучшее лекарство

Нейрофизиологи обнаружили, что дефицит сна воздействует на активность головного мозга примерно таким же образом, что и некоторые психические заболевания. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, выполненного исследователями Калифорнийского и Гарвардского университетов. В нем приняли участие 26 совершенно здоровых людей обоего пола в возрасте от 24 лет до 31 года. Четырнадцать человек не смыкали глаз в течение всей ночи, предшествующей эксперименту, в то время остальные могли нормально спать.

На следующий день всем испытуемым была показана серия из ста слайдов сначала вполне нейтрального, а затем все более отталкивающего содержания. Во время демонстрации ученые следили за работой их мозга с помощью магнитно-резонанского томографа. При этом они в основном собирали информации об активности миндалевидных тел, округлых скоплений серого вещества, расположенных в височных долях обоих мозговых полушарий. Сейчас считается доказанным, что они имеют непосредственное отношению к управлению эмоциями. Судя по всему, аномальное функционирование этих участков мозга может быть причиной аутизма, чрезмерного беспокойства, депрессивных психозов и ряда других психических расстройств.

Анализ показаний томографов показал, что мозг всех участников эксперимента одинаково реагировал на безобидные изображения. Однако по мере того, как картинки делались все более неприятными, активность миндалевидных тел не выспавшихся людей возрастала куда быстрее, нежели у их сверстников из контрольной группы. На заключительной стадии демонстрации, когда испытуемым показывали откровенно отвратительные слайды, у них в среднем включалось в пять раз больше нейронов, принадлежащих этим структурам.

Ученые выяснили причину выявленной тенденции. В норме работа миндалевидных тел контролируется предлобной корой больших полушарий, которая гасит их экстремальную активность. Тем самым она снижает воздействие эмоций на поведение и заставляет нас действовать более рационально. Однако у лишенных сна людей были нарушены связи между этими отделами головного мозга. Аналогичные нарушения наблюдаются и у пациентов, страдающих различными формами депрессии и посттравматического синдрома. Это позволяет предположить, что лишение сна может столь же негативно воздействовать на работу мозга, что и клинические психиатрические патологии.

Берегитесь ароматазы!

Сотрудники Онкологического центра имени Джонсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе выявили биохимический индикатор, позволяющий предсказывать степень агрессивности рака легких уже на первой стадии болезни. Ученые пришли к заключению, что таких индикатором может служить содержание фермента ароматазы в плазме крови. Проведенные ими исследования показали, что увеличение ее концентрации повышает риск быстрого роста опухоли тем самым сокращает вероятную продолжительность жизни больных. Эта зависимость прослеживается только для женщин старше 65 лет.

В принципе этот результат вполне понятен. Ароматаза давно находилась на подозрении у онкологов. Надежно доказано, что этот фермент играет значительную роль в развитии рака груди. Он контролирует процесс превращения мужских половых гормонов, андрогенов, в женские, эстрогены. Эстрогены, в свою очередь, оказывают на клетки молочной железы целый ряд воздействий, увеличивающих риск злокачественного перерождения. Поскольку ароматаза нужна для производства эстрогенов, она косвенным образом принимает участие в провоцировании этой формы рака.

Однако эстрогены задействованы и в канцерогенезе легочной ткани. Поэтому не приходится удивляться, что повышенный уровень ароматазы может предупреждать и о быстром развитии опухолей легких. Правда, ученым еще предстоит выяснить, почему такие выводы можно делать лишь по отношению к пожилым женщинам.

Рак и витамин D

Как мужчины, так и женщины, кровь которых содержит много витамина D, реже погибают от рака нижних отделов кишечника.

Эту тенденцию выявили американские эпидемиологи во главе с сотрудником Национального института онкологии Михалом Фридман. В то же время они не обнаружили никакой связи между концентрацией витамина D и уровнем смертности от всех других онкологических заболеваний.

Как уберечься от злокачественных опухолей

Американский институт исследований рака обнародовал перечень простых и общедоступных способов профилактики онкологических заболеваний:

1.Поддерживать вес на нижней границе нормы, но не допускать истощения организма.

2.Ежедневно уделять не менее получаса физическим нагрузкам.

3.Отказаться от сладких напитков и вообще как можно реже баловть себя сладостями, особенно с большим содержанием жиров.

4.Почаще есть фрукты, овощи, хлеб с неразмолотым зерном и бобовые.

5.Не увлекаться блюдами из говядины, свинины и баранины и избегать мясных консервов и колбасных изделий.

6.Ограничить ежедневное потребление алкоголя одной стандартной дозой (14 граммов чистого спирта) для женщин и двумя дозами – для мужчин.

7.Опасаться соленой пищи.

8.Не использовать для защиты от рака никаких витаминов и пищевых добавок

9.Ни в коем случае не курить и не жевать табак.

Институт также рекомендует женщинам вскармливать детей одним лишь грудным молоком как минимум до шестимесячного возраста.

Еще раз о вреде курения

Исследователи из США и Канады расширили список медицинских неприятностей, связанных с вдыханием табачного дыма. Собранные ими статистические данные надежно показывают, что курение увеличивает вероятность заболевания псориазом. Те, кто в течение десяти-двадцати лет ежедневно выкуривают по пачке сигарет, страдают этим хроническим кожным заболеванием на 60% чаще некурящих. Еще более активное и длительное курение увеличивает риск возникновения болезни более чем вдвое.

Псориаз приводит к образованию зудящих чешуйчатых бляшек розового или красного цвета, которые чаще всего локализуются на коже локтей, коленей, голеней, ягодиц и головы. При некоторых формах псориаза поражаются также ногти и суставы. Его причины пока не установлены. Обычно симптомы псориаза можно ослабить с помощью лекарств, однако излечить его до конца пока не удается.

Алексей Левин