Лондон — родина метро как вида транспорта, а лондонское метро — старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь — вокзал Паддингтон (в то время Бишопс) — вокзал Фаррингдон, была открыта 10 января 1863 года.Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл — Кинг Уильям-Стрит.

Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. Церемония открытия была торжественно обставлена. Добровольцы-пассажиры рассаживались по местам под звуки оркестра, который, как злословили журналисты, «играл с таким рвением и пылом, что даже самый робкий человек с радостью согласился бы на любой способ передвижения, лишь бы покинуть платформу». Так как дело было зимой, каждому пассажиру выдали по стаканчику бренди с водой. Название этой линии — «Метрополитен-лайн» — превратилось во многих языках мира в нарицательное слово «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют метро в целом «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения «трубой» (Tube).

Сразу же после открытия первой очереди лондонское метро стало бурно развиваться. В 1864 году линия метрополитена была продлена до Хаммерсмита, в 1868 году началось движение до Южного Кенсингтона, в 1876 году был пущен участок до Олдгейта, а в 1882 году — до лондонского Тауэра. Кроме того, в 1868 году была построена ветка от Бейкер-Стрит до Суисс-Коттедж, которая к 1889 году была поэтапно продлена до Чесхэма. В 1868-1871 годах был построен первый участок Кольцевой и Дистрикт линий, а уже к 1884 году кольцо было замкнуто.

Первые метропоезда действовали на паровой тяге, причем локомотивы были устроены так, что отработанный пар конденсировался, а не выпускался сразу наружу. С 1890 вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность.

Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл — Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII.

Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб.

Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены.

С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году.

В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 275 станций, протяженность путей — более 400 километров.

РИА Новости

*