Корреспондент МК передает из Тольятти, где вчера хоронили первых жертв взрыва С утра в Тольятти пошел дождь. У подъезда длинного многоквартирного дома стоит “пазик”. Закрытый гроб привезли из морга, но из-за погоды решили из автобуса не доставать. Около подъезда — убитая горем мать, несколько родственников, три десятка бабушек-соседок, сотрудники милиции в форме и в штатском. Посторонние люди чувства испытывают противоречивые: просочилась информация, что этот погибший может быть причастен к взрыву. В их квартире провели обыск и вроде бы что-то нашли…

На самом ли деле следствие вышло на след взрывника? Или никакой ясности по-прежнему нет?

Накануне корреспондент “МК” поговорил с соседями человека, которого некоторые СМИ назвали первым подозреваемым. Речь идет о 21-летнем Евгении Вахрушеве.

Семья — мать и сын. Была еще бабушка, но несколько лет назад умерла. В этом доме живут лет пятнадцать.

Откуда приехали, соседи уже не помнят. Мать — Надежда Павловна — интеллигентного вида женщина, до пенсии — инженер-строитель. Сын учился в социально-педагогическом колледже на отделении иностранных языков, но два года назад бросил. Как сказали в колледже, по семейным обстоятельствам. Учился до этого хорошо, уточнил директор. Говорят, забирать документы он приходил вместе с мамой…

Соседи, с которыми довелось поговорить, портрет рисуют как под копирку: тихий, незаметный, щуплый, скромный, ничем не примечательный. В лифте поздоровается, на вопрос “как дела?” ответит: “Нормально”, — вот и все общение.

Жильцы дома говорят, что ни разу не видели Евгения с друзьями или с девушкой. Иногда встречали спешащим куда-то с папкой для бумаг. Одна соседка вспоминает поговорку про тихий омут. Другая вздыхает: “Не хочется верить… Неужели за деньги согласился что-то перевезти?..”

Почему Вахрушев оказался в автобусе 2-го маршрута — пока непонятно. Взрыв произошел примерно в двух-трех кварталах от дома. Откуда и куда ехал в столь раннее время этот домашний, судя по описаниям, молодой человек?

Ответы на вопросы о причастности Вахрушева к взрыву могут дать, например, результаты обыска, если они будут обнародованы. Пока же слухи просачиваются весьма неопределенные. То ли нашли кусочки алюминиевой проволоки, какая использовалась при взрыве на Черкизовском рынке, устроенном националистами. То ли обнаружили нитроглицерин и прочую “химию”…

СПРАВКА «МК»

Нитроглицерин в чистом виде очень неустойчив и опасен — детонирует от малейшего удара или толчка. В связи с возможной опасностью взрыва нитроглицерин не хранят, а сразу перерабатывают в бездымный порох или более стабильные взрывчатые вещества.

* * *

Мать погибшего, Надежда Павловна, подтверждает, что в последнее время Евгений нигде не учился. В 2005 году его отчислили из социально-педагогического колледжа.

Вахрушев увлекался химией на любительском уровне. Сам изготавливал петарды. В городской школе МОУ №2 был “хорошистом”, но по химии у него стояла твердая “пятерка”. В ходе обыска квартиры и дачи нашли, как говорит мать Евгения, “какие-то удобрения, которые в квартиру принес сын”…

Одноклассники говорят, что Вахрушев в последние месяцы был “неадекватен” — при встрече не здоровался, контактов не поддерживал, общения избегал. Вечерами он играл на компьютере, много читал. Куда поехал так рано в день гибели, Надежда Павловна не знает…

Следователям удалось установить, что Евгений предпринимал несколько неудачных попыток самоубийства.

Одной из причин называют заикание, из-за которого его часто дразнили. Однако во время учебы в колледже, казалось, эта проблема пропала.

* * *

…Автобус трогается. На кладбище кроме матери отправляются еще от силы полтора десятка человек. Молодых среди них нет. Никто из сверстников проводить погибшего в последний путь не пришел.

Пожилые люди еще долго общаются около подъезда. Все, конечно, в курсе, что их молодой сосед попал под подозрение. Но мнения разделились.

— Доказательств никаких нет, а уже обвинили. Каково матери! — говорит одна соседка. — Раз погиб, то и заступиться за себя не сможет…

Другая женщина упрямо замечает:

— Ходил он всегда хмурый, нелюдимый, глаз не поднимал… Странный он был.

— А на самом деле там видели женщину, всю в черном, — говорит одна из соседок. — Она вышла из автобуса перед поворотом. На нее все сразу внимание обратили. И кондукторша милиции про нее говорила…

* * *

Тольятти между тем потихоньку оправляется от шока. Вечером 1 ноября к раненым впервые пустили родных и друзей. После пяти часов в баныкинскую больницу началось настоящее паломничество людей с цветами и свертками. Большая часть посетителей — студенты. Иногда однокашников идут навещать чуть ли не всей группой.

А вот двух девушек, пришедших к одногруппнице Ольге Ереповой, не пустили, взяли только передачу.

— Она пока в реанимации, нельзя, — поясняют подруги. — Но сказали, что завтра ее уже переводят в обычную палату.

— Ничего, все уже нормально, — говорит женщина, только что навестившая дочку — Лену Сайфулину. На лице матери — следы бессонной ночи и вчерашних слез.

Большинство пострадавших идут на поправку. И с ранеными, и с родственниками-посетителями работают психологи. По нашим данным, в тяжелом состоянии в реанимации остаются 2 или 3 человека.

Неожиданно под вечер второго дня обнаружился еще один пострадавший, находившийся рядом с центром взрыва. Выбравшись из того автобуса, он пошел… на занятия в ТГУ.

— Я был как в шоке и на одно ухо не слышал, — рассказывает студент Руслан Нурматов. — Сначала подумал, что автобус просто врезался. Все двинулись на выход, я тоже. По пути все переступали через лежащего мужчину… Вчера отучился, а сегодня решил на всякий случай сходить к врачам — мало ли что. Мне сказали, что я в рубашке родился. Бомба была где-то рядом, но у меня только руки поцарапаны.

* * *

В автобусе злополучного 2-го маршрута людей меньше, чем раньше.

— Народ боится садиться, — признается кондукторша. — Стоят в очереди, ждут маршрутку.

Сразу же в день взрыва кондукторов и водителей собрали на инструктаж, дали расписаться в каких-то бумагах.

— Да разве уследишь за всеми в такой давке, — вздыхает женщина. — Вот откуда я, например, могу знать, что у вас в рюкзаке?..

Автобус марки “МАЗ” рассчитан на 25 сидящих пассажиров и 64 стоящих. Значит, в часы пик по нашим нормам набивается больше сотни человек. Действительно не уследишь.

Наутро после взрыва на диспетчерской появился фоторобот. По словам кондукторши, лицо было “нерусского типа”. Во все утренние автобусы маршрута садились по пять милиционеров. Опрашивали людей, показывали фоторобот. Видимо, эти мероприятия результатов не дали…

* * *

Гражданские панихиды по погибшим прошли в Тольяттинском государственном университете и университете им. Татищева. Погибшие похоронены на разных кладбищах согласно пожеланиям родственников.

P.S. Установлен человек, распространивший в Интернете страшные фотографии с места взрыва автобуса. Их выложил сотрудник пожарной службы из Самары Соболев. Он смог влезть в базу правоохранительных органов и выкрасть оттуда оперативные снимки с места происшествия, после чего разместил их в своем блоге. Сейчас он задержан, а блог удалила администрация LiveJournal.

03.11.2007 01:00

Сергей Феклюнин, Олег Фочкин

МК.ru

***