Туман на дорогах. Как избежать аварии
Осень — это туманы, дожди и гололедица. Прибавьте к этому мокрую проезжую часть, когда коэффициент сцепления колес с дорогой значительно снижается. Понятно, что для водителей наступило время дополнительных опасностей на дорогах. Коварство тумана проявляется еще и в изменении окраски лучей всех цветов, кроме красного. Желтый кажется красноватым, зеленый — желтоватым. Не случайно осень считается самым аварийным временем года. Как избежать столкновения в условиях плохой видимости?
Правильных действий требует от водителей движение в тумане. Сложность заключается не только в плохой, видимости. Происходит куда более опасное явление — искажение расстояния. Иногда оно кажется в два раза большим, чем есть на самом деле. По-этому при попадании в полосу тумана нужно снизить скорость и увеличить дистанцию независимо от состояния дорожного покрытия. Коварство тумана проявляется еще и в изменении окраски лучей всех цветов, кроме красного. Желтый кажется красноватым, зеленый — желтоватым.
Водители, при движении в тумане придерживайтесь следующих советов:
1 Если дальность видимости дороги при включении фар дальнего света не менее 100 метров, то следует двигаться с включенными противотуманными фарами и дальним светом (при условии, что он не будет слепить водителей встречного транспорта).
2 Если на дороге туман средний по плотности, нужно включить ближний свет фар и «противотуманки».
3 Если видимость при ближнем свете не превышает 10 метров, нужно включить только противотуманные фары, так как свет обычных не только не дает ощутимого эффекта, но и, отражаясь в мельчайших каплях тумана, будет слепить. По возможности держите боковые стекла открытыми — это позволит лучше слышать дорогу.
4 Подъезжая к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта, перекресткам, железнодорожным переездам в условиях плотного тумана, включите не только ближний свет фар, но и дальний. А главное условие безопасности в таких ситуациях — снижение скорости, вплоть до полной остановки и отказа от лишних перестроений, обгонов и опережений. Обязательно нужно помнить, что в тумане водитель утомляется очень быстро, поэтому осторожность не помешает.
Сейчас преобладающими видами ДТП являются столкновения, наезды на препятствия, пешеходов и стоящий транспорт.
Опасными становятся утренние часы, когда после ночных заморозков дорога покрывается ледяной коркой. Стоит только притормозить или резко увеличить скорость — жди неприятностей. Днем дорога подсыхает, но в тени зданий, под мостами и эстакадами покрытие остается скользким еще долго. В таких местах надо быть особенно осторожным.
Одно из важнейших условий безопасности дорожного движения — дальность видимости проезжей части. С учетом этого фактора и надо выбирать скорость движения, а также дистанцию до впереди идущего транспорта. Недостаточная видимость, согласно ПДД, составляет менее 300 метров и обусловлена погодными условиями или другими причинами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, смог). Многие водители при этом ограничиваются включением только габаритных огней, мотивируя тем, что свет фар не улучшает видимость дороги. Опасное заблуждение! Свет фар в таких условиях позволяет сделать транспортное средство лучше видимым для других участников движения. Габаритные огни, напротив, малоэффективны. Во многих случаях раньше распознаются контуры автомобиля, чем «габаритки».
В сильный дождь вода не успевает стекать с дорожного полотна, образуя сплошную лужу. Эта ситуация опасна «аквапланированием», когда между колесом и дорогой остается водный слой. Колеса не успевают выдавить воду, что снижает сцепление с дорогой. Управление автомобилем теряется. Почувствовать, что машина «поплыла», несложно: поворачивать руль становится необыкновенно легко. Очень важно в этот момент снизить скорость, но без использования тормозов. Забудьте о них и на свежеуложенном асфальте в условиях осенней непогоды. Машина становится абсолютно неуправляемой. Снижайте скорость и перед большими лужами — они могут скрывать ямы. Да и вода может попасть в тормозные барабаны. Проехав такую лужу, несколько раз нажмите на педаль тормоза и просушите, таким образом накладки. И, конечно, следите за резиной колес своего автомобиля. Если она «лысая» — это первый шаг к аварии.
Отдел ОАР и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Самарской области
*