Ваган Каркарьян: Особенно меня беспокоит продажа исторических и культурных памятников
Я пока еще надеюсь на Тархова Продолжение публикации ответов известного деятеля культуры, заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, художника Вагана Каркарьяна на вопросы читателей «Самара today», поступившие по телефонам и из интернет-форума на прямую линию «О Самаре старой и новой» (часть 4)
«Я пока еще надеюсь на Тархова».
Ваган Гайкович, не так давно город Самара стал именоваться «городской округ Самара». Ваше отношение к этому.
Ваган Каркарьян: У меня такое впечатление, что кому-то просто надо что-либо изменить, неважно – что. Главное – изменить! В результате у нас территория города – дважды «огорожена»: город и округ.
К сожалению, проблем у города немало. Но я пока еще надеюсь на Тархова. На него сейчас «сваливают» все грехи, но проекты за год не создаются. И главное – он «не владеет» землей. Землей распоряжается министерство строительства. Получается, он отвечает за город, а самое главное богатство ему не принадлежит.
Проблем у города действительно много, а что вызывает у вас особую тревогу?
Ваган Каркарьян: Особенно беспокоит продажа исторических и культурных памятников. С одной стороны, ощущение, что государство решило снять с себя всю ответственность за сохранение памятников. А что такое — «памятник»? Это ведь не просто «старый дом». Это наша история, наша культура, наша память… Сейчас ведь могут продать даже такие памятники как памятник Чапаеву, памятник Куйбышеву и т. д. И многих, кстати, такое «отношение» к историческому прошлому, я знаю, порадовало бы. Но… вспомните Декрет от 1918 года: в нем говорилось о сносе лишь тех памятников царям и их приспешникам, которые не имеют художественной ценности.
Однако памятник Александру II все же снесли…
Ваган Каркарьян: Судьба этого памятника меня волнует. Возможно, однажды его все же найдут. Не могли его просто разбить или переплавить. Возвращение памятника будет праздником. Вот только как бы памятнику Чапаеву не повторить его судьбу.
Не надо ломать памятники!
Почему старая часть города (до ул. Полевой) выглядит хуже деревни? Деревянные одноэтажные «развалюхи» несут какую-то эстетическую ценность? Например, дома на ул. Арцыбушевской и близлежащих улицах.
Ваган Каркарьян: Я бы посоветовал человеку, задавшему вопрос пройтись по этим улицам и внимательно посмотреть на старые дома. Следы былой красоты еще сохранились на них. Безусловно, не все дома достойны восхищения, но… наследие нельзя оценивать по принципу ветхости.
Сейчас ведется отчаянная борьба за сохранение скверов на улицах Ленина и Осипенко, где собираются построить многоэтажные дома. На Осипенко даже «разбили» палатку: жители там круглосуточно дежурят и уже собраны тысячи подписей со всех концов города. Только что по радио «Эхо Москвы» объявили о митинге около фонтана на Осипенко. Как Вы считаете, чем закончится эта борьба? Мария Демченко
Ваган Каркарьян: Борьба должна закончиться победой народа! — сказал я в лучших традициях прошлого… (смеется).
А вы верите в это?
Ваган Каркарьян: Да, я верю в это. Кстати, у здания, о котором идет речь, неплохая архитектура, мельком я видел. Перенесите его в новый центр города, предусмотренный в генеральном плане 67 года, и закончатся все страсти.
Пресса сообщила, что состоялась встреча губернатора и мэра, и они пришли к соглашению о сохранении малоэтажных кварталов, в том числе Сад-города. Но был комментарий, что сделано это лишь для того, чтобы сохранить территорию для пришельцев из Москвы и Питера, которые через несколько лет построят здесь многоэтажные здания. Ваше мнение? Геннадий Морозов
Ваган Каркарьян: Так называемый сейчас Сад-город – очень большая территория. В миллионном городе такой деревни в центре быть не должно. Это мое мнение, которое, я знаю, вызовет у многих жителей возмущение. Сегодня город пошел на уступки гражданам, проживающем в этом районе. Но генплан города не должен решаться в интересах отдельных людей. Генплан должен решаться в интересах всего города: вместо случайной застройки здесь должен быть общегородской центр.
Ранее по этой теме:
Ваган Каркарьян: Силуэт Самары сегодня — это случайный дом случайной этажности на случайном месте
Продолжение публикации ответов известного деятеля культуры, заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, художника Вагана Каркарьяна на вопросы читателей «Самара today», поступившие по телефонам и из интернет-форума на прямую линию «О Самаре старой и новой». «Складывается впечатление, что в городе нет никакой власти»… (часть 3) >>>
Иллюстрация с сайта Бичуров Г.В. «Самара в открытках»
*