Дорога в прошлое: путешествие первым классом
Первая в России железная дорога — Царскосельская — отмечает юбилей. Ровно 170 лет назад по этому пути из Петербурга в сторону императорской резиденции отправился паровоз «Проворный». Разгонялся он до 60 километров в час.
Макет первого в истории российских железных дорог паровоза «Проворный» теперь стоит на запасном пути. 170 лет назад именно такой состав отправился из Петербурга в Царское село.
Павел Марков, председатель совета ветеранов Октябрьской железной дороги: «У этого состава колеса со спицами. Для смазки использовалось натуральное свиное сало».
Поезд мог разогнаться до 60 километров в час. Он доставил пассажиров к месту назначения менее чем за 40 минут.
О первой железной дороге многие газеты написали как об увеселительном аттракционе. Сейчас вагоны делятся на СВ, плацкарт и общий, а тогда деревянные вагоны были четырех классов.
Первый класс представлял собой крытую карету (тогда так называли вагоны) с мягкими сидениями, не было ни отопления, ни освещения. Поэтому в холодную погоду пассажирам первого класса приходилось греться необычным способом: на станциях разогревали кирпичи и укладывали их под ноги.
Исторический состав с царских времен не сохранился. Рельсы тогда отливали из чугуна, и понять, как выглядела «чугунка», можно только просмотрев архивные документы.
Первую в России железную дорогу строил австрийский инженер Франц Герстнер. В старых папках можно найти его прошение о строительстве с собственными замерами, чертежами и расчетами. Не сразу после открытия «чугунка» стала железной дорогой в привычном понимании.
Людмила Липатова, главный хранитель Центрального музея Октябрьской железной дороги: «Если набиралось до 40 пассажиров, паровоз не пускался по дороге. В этом случае поезд шел с конной тягой. Запрягались две лошади, которые отлично справлялись с таким небольшим экипажем».
О расписании поездов пассажиры узнавали исключительно из газет, в которых указывались и цены на билеты. Проезд в первом классе стоил 5 рублей, второй класс — три с копейками. Сами билеты представляли собой жетоны. Два таких проездных сохранились, и теперь они являются одной из главных ценностей архива.
Людмила Липатова, главный хранитель Центрального музея Октябрьской железной дороги: «Среди наших экспонатов есть подлинные билеты Царскосельской железной дороги. Они сделаны из латуни».
Павел Марков, председатель совета ветеранов Октябрьской железной дороги: «Колея по размеру была больше современной. Нынешняя — 1520 миллиметров, а царскосельская — 1800».
К юбилейной дате макет паровоза «Проворный» привели в порядок. В будущем его планируют непременно поставить на ход. Для этого нужно построить настоящий паровой котел и подогнать старинные колеса под современные рельсы.
***