За годы войны в Куйбышевской области число детских домов с 12 увеличилось до 42, а число их воспитанников выросло с 1224 до 4323. Больше всего у нас жило юных ленинградцев – 3211 человек. Из Смоленской области прибыло 1580 детей. Да и местных сирот в детдомах перебывало более 3 тысяч человек. Для создания нормальных условий жизни в детских домах органы соцобеспечения перечислили им более 2 миллионов рублей, но денег все равно не хватало.

Обком ВЛКСМ открыл в Госбанке текущий счет №160702 для сбора средств в фонд помощи сиротам. Деньги на этот счет поступали со всех предприятий области.

    Завод имени Сталина шефствовал над Вольно-Полянским детским домом и его работники часто бывали в гостях у сирот. Особенно торжественно отмечали вместе с ребятами день рождения Красной Армии. Задолго до праздника в цехах начинали собирать деньги на подарки детям. В 1944 году, например, собрали около 50 тысяч рублей и подготовили сиротам сладкие подарки с мандаринами, конфетами, печеньем. А еще привезли в детский дом тарелки, ложки, стаканы и другую посуду, предметы обихода и очень нужный детям зимой витамин «С». Ребята долго рассказывали «папам» и «мамам» про свою жизнь, а на прощанье показали им большой концерт.

    А для куйбышевского детдома № 56 комсомольцы завода № 1 собрали 50 пар бурок, 45 пар галош, детские валенки и различную кухонную утварь. В сборе средств для детей участвовал весь завод. Даже учащиеся ФЗО № 32 из своих скромных стипендий собрали 1840 рублей.

    Многие местные колхозы, не имея денег, помогали детским домам материально. Челно-Вершинскому детдому №53, где жили ленинградские дети, местный колхоз имени Кирова выделил в мае 1942 года 3 лошади, 4 коровы, 3 свиньи и 10 пчелосемей. Колхоз помог детдому засеять зерновыми 17 гектаров пашни и посадить картофель. Ребята все лето ухаживали за своим большим хозяйством, а осенью обеспечили себя картофелем, хлебом, мясом, да еще и отправили в фонд Красной Армии 305 пудов картофеля и 122 пуда зерна, за что получили благодарность И.В.Сталина.

    4 сентября 1941 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял постановление «О сборе среди населения теплых вещей и белья для Красной Армии». Собирали все: полушубки, валенки, рукавицы, шапки, шерстяные носки, теплое белье, даже невыделанные овчины и шерсть. Похвистневские железнодорожники организованно закупили шерсть и роздали ее своим женам. Женщины связали из нее сто пар носков и перчаток для Красной армии. В Больше-Черниговском районе комиссия по сбору теплых вещей приняла в октябре от населения 6 тонн шерсти, более 300 овчин, 227 пар валенок, 620 пар носков и варежек.

    В Куйбышеве, куда были эвакуированы из Москвы правительственные учреждения, даже жены больших руководителей шили стеганую одежду для армии. Газета «Волжская коммуна» писала в те дни, что мастерская по пошиву телогреек была организована при учебном пункте Фрунзенского райвоенкомата. «Матери и жены начальствующего состава привезли в пошивочную мастерскую свои швейные машинки, ножницы, нитки и работают в мастерской до двух часов ночи».

    Само собой разумеется, помогали и раненым воинам, находящимся в местных госпиталях. Например, в канун Дня Красной Армии 20 февраля 1945 года труженики завода имени Сталина передали подшефному госпиталю 13 комплектов оконных занавесей, обеспечили больничную столовую посудой. А еще сделали несколько комплектов шашек, домино, портсигары, мундштуки, передали госпиталю 4 радиорепродуктора, выделили продукты из своего подсобного хозяйства. Раненые бойцы горячо поблагодарили заводчан за чуткость и заботу.

    После разгрома немцев под Сталинградом «Волжская коммуна» опубликовала постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) «Об оказании практической помощи героическому Сталинграду в его восстановлении». Решено было взять шефство над Баррикадным районом города, а также над Сиротинским и Клетским районами освобожденной области. 30 марта из Куйбышева, ушел первый эшелон со стройматериалами и оборудованием для больниц, магазинов и других учреждений разрушенного Сталинграда.

    Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. Сразу после разгрома немцев под Москвой, куйбышевские железнодорожники взяли шефство над Калининской магистралью. Они отремонтировали несколько локомотивов, передали оснастку для паровозного депо. Сызранская дистанция связи отправила москвичам партию семафоров, телефонов, аппаратов Морзе. А работники станции Батраки скомплектовали набор инструментов для ремонта путей.

    Теснимые Красной Армией оккупанты отбирали у местного населения последнее. В освобожденных районах страны не осталось скота, не было семян, сельхозинвентаря, тягловой силы. Куйбышевцы помогали далеким сельчанам как могли. В Сталинградскую, Смоленскую и Воронежскую области было отправлено 4 тысячи голов крупного рогатого скота, более 10 тысяч овец, 10 тысяч голов птицы.

    На заводе имени Сталина цех Калугина отправил жителям Смоленска обдирочный и полировальный станки, точило, различный слесарный инструмент. Цех, где секретарем партийной организации был т. Мельников, выделил заточный и токарный станки, горизонтально-сверлильный станок. Инструментальный цех подобрал слесарный и плотницкий инструмент, без которого не обойтись при восстановлении жилья и предприятий. Коммунисты завода призвали партийные организации взвесить возможности своих цехов, мастерских, чтобы дать жителям Смоленщины материалы и оборудование для восстановления городов и сел. В последние два года войны Куйбышевская область отправила в Смоленск 145 вагонов различного оборудования – станки, электромоторы, стройматериалы, товары народного потребления.

    В январе 1943 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял решение о командировании в Сталинградскую область, Краснодарский и Ставропольский край 15 директоров МТС, около 50 зоотехников, свыше 100 комбайнеров и трактористов и даже 26 бухгалтерских работников. Помощь шла планомерно и поэтапно. В первом эшелоне для освобожденного Сталинграда были в основном пиломатериалы, инструмент, предметы домашнего обихода. Следом пошли составы со станками, сельскохозяйственным инвентарем, домашним скотом. Позже в Сталинградскую область — пахать и сеять — выехали трудоспособные старики: трактористы, агрономы, зоотехники. Специально для этой сильно разрушенной и разоренной области в Куйбышеве был собран 1 миллион 200 тысяч рублей. Благодарные сталинградцы прислали в ответ большое прочувствованное письмо. А чем они могли еще ответить?

    Куйбышевские ученые внесли свой немалый вклад в восстановление промышленных объектов, только что отбитых у врага. Институт «Гидропроект» начал изыскательские работы на взорванном фашистами Днепрогэсе буквально через несколько дней после взятия Днепра нашими войсками. Он предложил план быстрого и экономного возрождения станции и уже в 1944 году ГЭС начала давать промышленный ток. Куйбышевский индустриальный институт помог восстановлению вузов Сталинграда и Смоленска лабораторным оборудованием, а наш Педагогический скомплектовал для них целую библиотеку.

    Бескорыстно помогали освобожденным от немцев городам и простые люди. Газета «Волжская коммуна» писала в марте 1943 года: «В день сообщения по радио о взятии нашими войсками г. Харькова в сберкассу явилась эвакуированная харьковчанка – служащая т. Богданова. Она передала в фонд обороны облигации госзаймов на 1500 рублей. «Моей радости нет границ,- сказала она,- освобождение моего родного города, как и другие победы Красной Армии, вдохновляют меня на еще лучшую работу во имя победы над заклятым врагом».

    По мере того как Красная Армия освобождала от фашистов все новые территории советской земли, Куйбышевская область помогала этим районам восстанавливать разрушенное хозяйство. Сельскохозяйственное оборудование, семена, маточный скот и птица направлялись в Курскую, Харьковскую, Черниговскую, Полтавскую, Ленинградскую и многие другие области страны. Посланцы нашей области работали по всей освобожденной от врагов территории. Многие вернулись домой с высокими трудовыми наградами.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации газеты «Волжская коммуна» и заводской многотиражки «Сталинец»

*