Представители Европейской экономической комиссии ООН недавно заявили: возраст вступления в первый брак в европейских странах увеличился на пять лет. Парни и девушки предпочитают жениться и выходить замуж после 30. Россияне же не решаются связать себя узами Гименея раньше 24–26 лет. Также общей для Европы и России стала тенденция к сокращению количества брачных союзов.

Сторонники альтернативных браков называют традиционную многодетную семью пережитком прошлого.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Молодые люди все чаще предпочитают карьеру и личную свободу. Отечественные эксперты усматривают в этих процессах признаки глубокого кризиса традиционной семьи. По их мнению, она доживает буквально последние дни.

Социологи утверждают, что частная жизнь сейчас переживает период перестройки. Семья в привычном понимании этого слова, живущая по схеме «мама–папа–дети», постепенно уходит в прошлое. В частной жизни россияне все чаще экспериментируют, изобретая все новые и новые формы семьи, которые бы отвечали запросам времени.

Многоженство снова в моде

Долгосрочный брак все чаще заменяется серией краткосрочных союзов. В социологии это называется последовательной полигамией. «Это уже очень распространенное явление, – рассказала «НИ» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат философских наук Татьяна Гурко. – Люди женятся, рожают детей, оставляют семьи, образуют новые, оставляют и их. На Западе взрослые и дети уже спокойно воспринимают разводы и повторные женитьбы и замужества. Новая мать или отец для ребенка при этом – вполне нормальное явление».

Во всем мире ищут способы продлить свежесть отношений. Один из выходов – так называемый открытый брак, который становится распространенным явлением не только в Европе, но и в России. При таком союзе супруги спокойно и без конфликтов позволяют своим половинкам иметь связи на стороне.

Как ни странно, в современном обществе возрождаются и такие социальные атавизмы, как многоженство и многомужество. Это может быть и так называемая «шведская семья» – коммунальный брак, союз между несколькими мужчинами и женщинами. Такие отношения скрепляют не только сексуальные и приятельские отношения, но и общее хозяйство. Это может быть и так называемое «удаленное» многоженство. К примеру, человек уезжает на заработки за границу, – говорит Татьяна Гурко. – Жену и детей он оставляет на родине, высылая им деньги, время от времени приезжает к ним в отпуск. Чтобы решить проблему регистрации, мигрант может заключить брачный союз с местной женщиной. Естественно, при этом не исключено и появление у них детей. Таким образом, прежние супруги продолжают состоять в браке, но живут в разных городах и могут обзаводиться новыми женами и мужьями».

В гостях у мужа

Самым же перспективным в плане продления любви считается так называемый гостевой брак. Мужчина и женщина живут раздельно, встречаясь в свободное время. Они не обременены общим хозяйством и проблемами и спокойно могут встречаться с кем-нибудь еще.

Впрочем, большинство россиян предпочитают вообще отказаться от брака. «Это явление наблюдается в большинстве европейских стран и сопровождается ростом появления внебрачных детей, – пояснил «НИ» Анатолий Вишневский. – Скажем, в Швеции больше 50% мужчин и женщин предпочитают жить вне брака. В России таковых пока порядка 30%, но возможно и больше – расчеты ведутся только по количеству рожденных детей. Таким образом, семья существует, но в неформальной форме».

Рестораны для детоненавистников

Но, пожалуй, самым оригинальным отношением к браку следует признать последователей принципа Childfree, или «бездетности», который заявил о себе 2–3 года назад. Он отвергает и отрицает саму суть и смысл традиционного брака и семьи – рождение ребенка. А его сторонники, зачастую уже женатые и замужние, считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни. На российском форуме, посвященном Childfree, встречаются рассуждения такого рода: «Точно так же, как есть рестораны для некурящих, должны быть и рестораны для бездетных. В современной цивилизованной стране и при нормальном образе жизни единственные нарушители общественного порядка, узаконенные общественной этикой – дети. Они вызывают абсолютно логичное чувство неприязни, как потенциально угрожающий вашему спокойствию объект, от которого вы абсолютно не защищены обществом». «Рожают детей только из чистого эгоизма: чтобы было кому стакан воды в старости подать, чтобы кто-то развлекал тебя и создавал своим присутствием эффект наполненности жизни, чтобы удержать мужа, чтобы смотреть на «свое продолжение». И настоящий эгоизм проявляют именно «детные», готовые рожать ребенка в любых условиях только потому, что «им хочется маленького!».

Разрушение семьи может привести и к полному разрушению общества. «Новые формы взаимоотношений вызваны неестественностью современной жизни, – рассказал «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – И сами являются неестественными. Человек думает о карьере, не желает себя обременять семейными отношениями. Материнство при этом подавляется, а ценность ребенка девальвируется. Этика ничего не значит, все определяет эгоизм. Между тем традиционная семья и брак являются для человека существенной психологической опорой. Так, люди в крепком браке в 1,5–2 раза реже болеют нервными расстройствами, на 5–6 лет дольше живут».

Что касается нелюбви к деторождению, то это тоже может привести к печальным последствиям. По словам заведующего кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Ломоносова Анатолия Антонова, «в России сейчас 65% семей имеют одного ребенка. Смертность превышает рождаемость на 400 тыс. человек. Учитывая эти цифры, можно прогнозировать, что после 2011 года этот разрыв увеличится до 1 млн. в год. В итоге к 2080 году население России может сократиться до 80 млн. человек».

«Семейный» напор мигрантов

Европу и Россию может ожидать и другой сценарий развития событий. Колоссальные потоки мигрантов из развивающихся стран перемещаются за заработком и лучшей долей в развитые. К примеру, миграция из Китая, Индии, Латинской Америки, Средней Азии возрастает с каждым годом. Приезжие приносят с собой традиционный уклад и классическое представление о крепкой семье. Социологи уже назвали этот процесс «обратной колонизацией».

Столкновений традиционных устоев и новых форм общежития не избежать, считает доцент исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. «Поскольку классическая форма семьи гораздо более естественная, именно за ней будущее. Под напором мигрантов европейцы могут вернуться к традиционным устоям или исчезнуть. Никто не может предсказать, во что превратится Европа, но прежней мы ее не увидим», – заключил Дмитрий Володихин.

Весь материал в газете «Новые Известия».

"Новые Известия"

***