Все ведущие американские фигуристы, входящие в высшую группу национальной сборной США, регулярно используют в своих программах на соревнованиях музыку российских композиторов.

Об этом свидетельствуют данные спортивной статистики, распространенные штаб-квартирой национальной Ассоциации фигурного катания США в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).

В течение последних трех лет все 14 фигуристов, входящие сегодня в высшую группу, включали в свой репертуар хотя бы одну программу, выполняемую под русскую музыку.

«Российская школа фигурного катания, которая сейчас в большом почете в Америке, всегда уделяла большое внимание музыке, и русские классические традиции интерпретации музыки охотно подхватывают многие американские тренеры и спортсмены», — сообщил РИА Новости работающий в Нью-Йорке российский композитор и музыкальный продюсер, заслуженный тренер РФ Александр Гольдштейн, который в течение последних семи лет готовит музыку для выступлений членов сборной США, включая чемпионов мира и олимпийских игр.

По данным Ассоциации фигурного катания США в этом году русскую музыку используют трехкратный чемпион США Джонни Вейр (Johnny Weir), короткая программа которого построена на мюзикле Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», и спортивная пара Брук Кастил и Бен Околски (Brooke Castile, Ben Okolski), которые для произвольной программы выбрали «Шехерезаду» Николая Римского-Корсакова. Американская танцевальная пара Мэрил Дэвис и Чарли Уайт (Meryl Davis, Charlie White) для своего оригинального танца отдала предпочтение знаменитой «Калинке».

В прошлом году чемпионка мира и США Кимми Мейсснер (Kimmie Meissner) выбрала «Метель» Георгия Свиридова, чемпион США Эван Лисачек (Evan Lysacek) использовал «Кармен» в версии Родиона Щедрина, а Дэвис и Уайт катались под «Половецкие пляски» Александра Бородина.

Остальные американские фигуристы использовали также музыку Сергея Рахманинова, Александра Глазунова и Дмитрия Шостаковича.

Гольдштейн, который работал с Лисачеком и Вейером, а до них с Мишель Кван, Сашей Коэн, Танит Белбин и Бенджамином Агосто, а также с десятком других всемирно известных фигуристов из США, Японии, Канады, Франции и России, считает, что с улучшением качества телевизионного вещания и распространением телевидения высокой четкости возрастают требования к зрелищной, визуально-музыкальной стороне фигурного катания.

«Выбор музыки, которая бы соответствовала возросшим техническим задачам спортивной программы, становится все более сложным — если раньше хореография и распределение элементов в основном завесили от музыки, то сейчас музыка должна больше следовать за программой фигуристов, но при этом не терять своей художественной ценности», — сообщил композитор, музыкальные подборки которого помогали, по их собственному признанию, побеждать и современным Олимпийским чемпионам, таким как Алексей Ягудин и танцорам Татьяне Навке и Роману Костомарову, и таким уже легендарным ученикам российских тренеров Татьяны Тарасовой и Елены Чайковской, как Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.

По инициативе Гольдштейна в этом году впервые в спортивной практике в США открыт специализированный интернет-портал музыки для фигурного катания — Music2Win, где для фигуристов любого уровня подготовлены на выбор около ста профессиональных музыкальных программ, полностью соответствующих всем международным требованиям.

В двенадцати из этих программ использована музыка российских композиторов и, судя по числу запросов на них, сейчас они являются одними из самых популярных, говорит продюсер.

По данным Ассоциации фигурного катания США, в связи с введением в США два года назад новых международных правил судейской оценки для результатов выступлений спортсменов-фигуристов музыка теперь стала играть более заметную роль.

Так в оценке за исполнение учитывается «интерпретация музыки» фигуристами, а при оценке хореографии и композиции судьи обращают внимание на «соответствие фигур и элементов программы музыкальным фразам».

В категории «интерпретация» учитывается также «творческое переложение музыки для движений на льду», говорится в официальных разъяснениях ассоциации, где отмечена важность «выразительности стиля, характера и ритма музыки», а также «соответствие музыки танцам на льду, оригинальному танцу и произвольному танцу».

«Объем и характер запросов на нашем портале показывают, что спортсмены и тренеры в США и за рубежом становятся теперь с каждым сезоном все более придирчивыми к своей музыке и неоднократно проверенный «российский опыт» здесь имеет явные преимущества», — подтвердил Гольдштейн.

РИА Новости

***