Вузы будут жить по понятиям. В России появится Образовательный кодекс
Работа над ним в самом разгаре: ее ведет рабочая группа, возглавляемая специалистами юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Главная задача кодекса — законодательно закрепить реалии современного образования всех уровней , рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий. И прежде всего — дать четкие определения образовательных понятий.
Например, дополнительного и послевузовского образования или бюджетных и внебюджетных учебных заведений. По мнению разработчиков, вуз, где количество платных мест превышает 60%, не может считаться государственным или муниципальным.
Все формы взаимодействия образования с бизнесом также будут четко определены. Скорее всего школы останутся бюджетными, а большинство вузов превратится в автономные учреждения — АУ. Последние получат финансовую самостоятельность, но с ней — и риск разориться. Тем не менее прямая приватизация имущества государственных учебных заведений будет запрещена, пообещал Садовничий.
Отдельная глава кодекса будет посвящена университетской науке, причем вузы, где наукой занимаются менее 15% преподавателей, скорее всего лишатся статуса университета. Зато те, что подтвердят университетское качество своего образования, могут получить право на собственные — университетские — дипломы и ученые степени. Одновременно образовательный кодекс определит и статус преподавателей. Все они перейдут на контракт с учредителем — государством в лице руководства вуза или частным лицом. Предполагается, что преподаватели должны от этого выиграть материально. По словам главы Российского общества содействия развитию образования (РОСРО), ректора Госуниверситета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, “финансовые условия контракта позволят преподавателю жить на одну ставку”. При этом обязательство отказаться от совместительства, скорее всего будет прописано в контракте.
Не исключено, что образовательный кодекс придаст учителю статус госслужащего, рассказал “МК” один из разработчиков, замдекана юрфака МГУ Андрей Шерстобитов. Если это произойдет, учителя получат и высокий социальный статус, и повышенные зарплаты с пенсиями.
По словам Садовничего, “сейчас вся законодательная база образования состоит из десятков поправок к двум законам пятнадцатилетней давности”. (По данным РОСРО, только за последние 10 лет были приняты 32 федеральных закона с поправками к законам об образовании, из них 7 — в 2007 году). “Назрела острая необходимость систематизации законов об образовании, и лучше всего это сделать в виде кодекса. Он позволит устранить противоречия в законодательстве, а также учесть то новое, что возникло в образовании в современном понимании”, — заявил ректор МГУ “МК”.
Исполнительная власть, как оказалось, также поддерживает идею — правда, при условии, что в кодексе будет закреплена “новая экономика, в которой будет жить образование”, и в том числе — АУ, отметил замглавы Рособразования Евгений Бутко.
Как удалось узнать “МК”, первый вариант образовательного кодекса появится уже к началу декабря 2007 года. Затем его текст доработают юристы.
*