Роман о любви и службе. Самой популярной комедии Эльдара Рязанова — 30 лет
26 октября 1977 года на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Через неделю по факту, а не по сводкам картина стала лидером проката. И за тридцать лет статус этот не утратила.
— “Служебный роман” вырос из предыдущей моей картины “Ирония судьбы” — говорит Эльдар Рязанов в интервью «МК» — В чем-то он сделан лучше, чем “Ирония судьбы”, где я шел ощупью.
…
В “Иронию судьбы”, как известно, пробовались многие актеры. Так, на роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но у него умер отец, и актер не смог сниматься.
— Но Олега я запомнил, — продолжает Эльдар Александрович. — Как и Алису Фрейндлих, Светлану Немоляеву, которых по разным причинам я не утвердил на роль Нади. А глаз на них, как говорится, положил. Приметил и Лию Ахеджакову, которая в “Иронии судьбы” блестяще сыграла эпизод. Видите, как получается: почти все, кто не вошел в “Иронию судьбы”, составили актерский ансамбль “Служебного романа”. А Андрей Мягков замечательно подходил для Новосельцева с условием, что в начале фильма он должен быть некрасивым. Впрочем, из симпатичного человека легче сделать непривлекательного, чем наоборот.
Лии Ахеджаковой я отдал роль секретарши Верочки. В пьесе она была молоденькой длинноногой хищницей, властительницей мужских сердец. Лия Меджидовна высекла потрясающий комедийный эффект из сочетания своей занятной, нестандартной внешности с характером персонажа — бойкой, самоуверенной законодательницы мод.
К съемкам “Служебного романа” я приступал, точно зная, кто и кого сыграет. И актерские пробы были лишены соревновательности. Они скорее стали разминкой роли — поиском грима, костюма, особенностей поведения.
…
В “Служебном романе” множество режиссерских находок. Например, разноцветные зонтики, один за другим раскрывающиеся в руках прохожих и расцветающие над серой осенней толпой. Или эпизод коллективного утреннего макияжа в “бабьем царстве” Статистического управления.
…
В каком-то смысле “Служебный роман” — кинопоэма о Москве.
— Да, Москва у меня — равноправный герой, — продолжает режиссер. — Мне нужно было “сломать” пьесу, вывести действие за пределы декораций и интерьеров, чтобы фильм дышал. Хотелось показать, как москвичи едут на работу, как огромные толпы вываливаются из электричек, станций метро. Чтобы было видно, как они вылезают помятые, проделав зарядку в общественном транспорте. Во многих кадрах мы помещали актеров не в массовку, а в реальную толпу. Светлану Немоляеву снимали на настоящей станции. Помню: пустой вокзал, подходит электричка, и — бум! — через три секунды тысячи человек на перроне. Как такую массовку обеспечишь? И Немоляеву в автобусе снимали в реальной толпе. Снимали полускрытой камерой, так что сложностей не возникало. Светлану никто особенно по кино не знал, и тогда ее еще на улицах не узнавали. У Басилашвили тоже была первая большая роль в кино. Мягков был в гриме с усиками — не очень узнаваемый.
Так что их спокойно снимали в уличной толпе, не вызывая ажиотажа. Я люблю Москву, прожил в ней всю мою сознательную жизнь. Еще и поэтому хотелось ее показать.
Все интервью о создании фильма читайте на страницах «МК».
***