В мае 1868 года правление акционерного общества Ряжско-Моршанской железной дороги обратилось к правительству России за разрешением продолжить строительство линии от Моршанска до Пензы и Сызрани. В мае 1872 года были начаты работы по строительству Моршанско-Сызранской железной дороги под управлением опытного инженера-путейца Николая Маркова. Трасса была разделена на участки, и строительство велось одновременно по всей линии. Параллельно с прокладкой путей строились депо, станции, пункты водоснабжения и технические здания. Через два года строительные работы были завершены.

16 октября 1874 года министр путей сообщения России, Константин Николаевич Посьет, подал царю «всеподданнейший доклад»: «Вашему императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 ¾ верст». Именно 12 октября 1874 года (25 октября по новому стилю) — день официального открытия Моршанско-Сызранской железной дороги — стал днем отсчета более чем вековой истории Куйбышевской магистрали.

Первый паровозный гудок раздался в Самаре почти через год после официального открытия движения от Моршанска до Сызрани. 12 августа 1875 года в Самару прибыл трехосный паровоз Воткинского завода. Жители города быстро оценили удобство передвижения в пассажирских вагонах. Моршанско-Сызранская магистраль связала центр России с берегами Волги, с районами, богатыми хлебом, лесом и полезными ископаемыми. Значение Моршанско-Сызранской магистрали стало неоспоримо для экономического развития страны. Так начиналась биография одной из первых магистралей страны – Моршанско-Сызранской – ныне Куйбышевской железной дороги.

Сегодня Куйбышевская железная дорога – одна из крупнейших магистралей страны, которая обслуживает территории 3 республик и 7 областей, и имеет общую протяженность путей более 11,5 тыс. км, расстояние равное протяженности страны от Калининграда до Владивостока.

133 – летие Куйбышевской магистрали – возраст, который позволяет уверенно смотреть в будущее и реализовывать новые перспективные программы дальнейшего развития железнодорожного транспорта. В настоящее время разработан проект Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, который будет способствовать не только инновационному развитию всей сети железных дорог, но и дальнейшему социально-экономическому благополучию России, сообщает пресс-служба КбшЖД.

*