Продолжение публикации ответов известного деятеля культуры, заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, художника Вагана Каркарьяна на вопросы читателей «Самара today», поступившие по телефонам и из интернет-форума на прямую линию «О Самаре старой и новой». «Нужно как можно скорее осваивать самарское заречье. Самое страшное, что сейчас происходит — это бульдозерный снос исторической части города!»

Одна из последних графических работ В.Г.Каркарьяна

Ваган Гайкович, вы приехали в Самару пятьдесят лет назад. Каким вы увидели город? И какой вы видите Самару сегодня и завтра?

Ваган Каркарьян: Я приехал в Самару после окончания Московского архитектурного института. Хорошо помню, какой увидел Самару полвека назад, проезжая по железной дороге: заснеженная Самарка и одноэтажные дома. «Какая-то деревня», — подумал я тогда. Но, походив по исторической части города, я ощутил особую, уютную атмосферу Самары. И, конечно, меня поразил масштаб Волги. Набережную только начинали строить, было много пустырей, большой разрыв между старым центром и Безымянкой, но сам город я оценил как правильный город, город с прямыми, четкими улицами.

Если же говорить о моем сегодняшнем восприятии Самары, то я еще больше чувствую аромат старой архитектуры. Город уникален культурными напластованиями, в его архитектуре нашли отражение несколько исторических эпох… Ценность всего этого трудно переоценить.

Что же касается будущего Самары, то, как можно скорее, нужно осваивать самарское заречье. Иначе город будет лихорадить. Мосты там есть, есть предприятия для трудовой занятости… С застройкой заречья будут решаться многие проблемы: наращивание жилого фонда, сохранение исторического центра…

Самое страшное, что сейчас происходит – это бульдозерный снос исторической части города! Когда весь квартал, от угла до самого последнего дома, сносится целиком. В результате такой «архитектурной политики» мы будем иметь не город, а лоскутное одеяло.

Посмотрите, что происходит: «исторический квартал города» — это «площадь» 125 на 250 метров. Один клочок, — дали одной компании, рядом — такой же клочок дали другой компании, чуть поодаль дали третьей… Каждая решает застраивать свою территорию как ей вздумается, независимо друг от друга. В результате мы будем иметь перекос улиц: одна компания выстроила двадцатиэтажный дом на одной стороне улицы, другая рядом выстроила шестиэтажный дом и т. д. Я уж не говорю об архитектуре этих домов… При таком положении вещей не будет главного – целостности.

Повторю, без градостроительной дисциплины город будет лихорадить. Эта дисциплина была во все времена – и при царе, и при советской власти…И, несомненно, мы к ней вернемся. Но будет уже поздно. Слишком многое будет потеряно. И тогда мы вспомним поговорку «что имеем – не храним, потерявши – плачем».

А сейчас уже не поздно?

Ваган Каркарьян: Да, многое утрачено, но пора остановиться! Нынешний крайне либеральный подход к застройке города не решает проблемы Самары, а усугубляет их и создает новые.

Уважаемый мэтр, глубоко уважаю Вас за то, что Вы столько сил отдаете борьбе за сохранение исторического облика Самары. А есть ли у Вас последователи среди молодых архитекторов Самары? Николай Иванович Изотов

Ваган Каркарьян: Я преподаю сейчас в Архитектурной академии и своим студентам пытаюсь передать уважение к исторической части города. И хотя молодежь всегда склонна к отрицанию авторитетов, последователи, конечно, у меня есть.

Как Вы считаете, Генплан будет принят, несмотря на все возражения специалистов? Тамара Нестеренко

Ваган Каркарьян: Проблема в том, что именно специалистами Генплан и не обсуждается. Я крайне удивлен, что судьба крупнейшего российского города будет решаться на общественных слушаниях. Депутаты, а не специалисты будут принимать Генплан города, и утвердят его, думаю, уже в ближайшее время.

Почему мы не сохраняем память о выдающихся людях в истории Самары? До сих пор нет улицы имени Алабина. Нет памятной доски на музее Толстого в честь его основателя — замечательного человека Маргариты Павловны Лимаровой. Может быть, стоит «поднять» на это общественность? Ольга Тимофеевна Князева

Ваган Каркарьян: Несколько лет назад я начал кампанию о переименовании города в честь его основателя князя Засекина. Его имени нигде нет, даже в энциклопедии. А ведь именно этот человек основал три крепости на Волге, заложил Саратов, Самару и Волгоград, сделал все, чтобы Волга стала русской рекой. Почему бы не назвать его именем ту же Карбюраторную улицу или любую другую с неблагозвучным названием?

Каким образом планируется бороться с главной проблемой автомобилистов в Самаре? Число автомобилей растет, а дорожная инфраструктура не развивается, неужели многочасовые пробки – не повод для того, чтобы раскрыть глаза на происходящее? Чья это проблема?

Ваган Каркарьян: Беда в том, что дорожная проблема касается всех нас, а не только автомобилистов. Фактически город не может нормально функционировать. Из-за постоянных пробок нарушаются «связи» между частями города, усиливается загазованность, накапливается психологическая усталость от длительного пребывания в транспорте, повышается нервозность людей и т. д. и т. п. А причина – та, о которой мы с вами говорим сегодня, — неправильная, преступная застройка исторической части города высотными домами. Одновременно с решением этой проблемы необходимо развивать новый центр города, который как магнит перетянет на себя проблемы исторического центра. И третье – строительство магистрали на ул. Карла Маркса.

(Продолжение следует)


Ранее по этой теме:


«Самара today» провела прямую линию с Ваганом Каркарьяном «О Самаре старой и новой»

Сегодня «Самара today» провела прямую линию «О Самаре старой и новой«, в которой собеседником был Ваган Гайкович Каркарьян, известный деятель культуры, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник. Ответы на вопросы, поступившие по телефонам и из интернет-форума , будут публиковаться в виде сериала. >>>


Ваган Каркарьян: Самара — город богатый и динамичный, но он бы мог быть и просвещенным

Самара — вчера, сегодня, завтра… Своими размышлениями о любимом городе делился с журналистами и читателями изданий Медиа группы «Ваш выбор» заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор Самарского архитектурно-строительного университета Ваган Гайкович Каркарьян. >>>


*