В августе 1943 года из Куйбышева в Москву ушел последний поезд с иностранными дипломатами, прожившими у нас почти два года. После разгрома немцев под Курском все явственнее стал ощущаться неминуемый крах фашистской Германии. Москве уже ничто не угрожало, и дипломаты, а также эвакуированные жители столицы стали уезжать домой. В свои освободившиеся квартиры возвращались старожилы города. Бывший закрытый дипломатический магазин стал открытым для всех «Гастрономом». «Гранд Отель», в котором жили иностранные журналисты – обыкновенной гостиницей.

С отъездом иностранцев внешне в городе ничего не изменилось. Но Куйбышев был уже другим. Он вошел в мировую историю как город, в котором в годы войны находилось правительство, обсуждались важные международные проблемы.

    В Куйбышеве нашли решение многие вопросы поставок вооружения по ленд-лизу. В мае 1942 года после переговоров в Куйбышеве с наркомом иностранных дел А.Вышинским была установлена прямая радиотелефонная связь между Вашингтоном и Москвой. Здесь обсуждались также организационные вопросы проведения Тегеранской конференции. Как известно, она состоялась в ноябре 1943 года. На ней было принято решение об открытии второго фронта в Европе, рассматривалось послевоенное устройство мира. Для технической подготовки Тегеранской конференции с июня 1942 года начала действовать авиалиния Куйбышев -Тегеран.

    В конце 1943 года Красная Армия на всех фронтах теснила врага. А 27 марта 1944 года Москва салютовала войскам Второго Украинского фронта, изгнавшим немцев с территории нашей страны. Добрые вести с фронта вызывали подъем сил и энергии у тружеников тыла.

    Коллектив завода имени Сталина обязался во втором квартале 1944 года выпустить сверх плана целую эскадрилью штурмовиков Ил-2. Для этого создать дополнительно не менее 100 фронтовых стахановских бригад и повысить производительность труда не менее чем на 30 процентов.

    Чтобы воплотить в жизнь эти решения, по всему заводу стали проводиться декады трудовых салютов. Каждый номер заводской многотиражки «Сталинец» выходил с радостными заголовками «Город Ленинград освобожден!», «Одесса снова наша!», «Здравствуй, Крым!», «Севастополь взят!». И каждый успех Красной Армии, каждый взятый нашими войсками город был ознаменован перевыполнением производственных планов.

    В инструментальном цехе большинство рабочих выполнили апрельское задание на 250-300 процентов. А токарь Батурин и слесарь Тимофеев дали по 500 и 650 процентов плановой выработки. В цехе Зазнова даже техническая интеллигенция вставала на рабочие места. Конструктор Едунов вместо 5 шестерен по заданию собственноручно изготовил 7 деталей. А старший технолог Рябинов выпустил 9 таких изделий. В литейном цехе почетного звания фронтовых добились еще 11 бригад. На протяжении четырех месяцев литейный цех удерживал переходящее Красное знамя завода.

    Заводская газета в те дни часто публиковала письма с фронта. Вот что писало контролеру цеха А.А.Солдатенковой командование воинской части 22168. «Часть, в которой служит Ваш муж гвардии старшина Солдатенков Алексей Иванович поздравляет Вас и всю вашу семью с тем что ваш муж в боях с немецкими оккупантами за освобождение советской земли проявил стойкость, упорство, храбрость, умение руководить подчиненными, за что был награжден высокой правительственной наградой, медалями «За отвагу». Вы, Антонина Александровна можете гордиться вашим мужем».

    А вот еще одно письмо. «Два с лишним года тому назад в вашей газете было опубликовано мое письмо. Тогда я писал из Сталинграда и был старшим лейтенантом. Теперь я майор и пишу из Восточной Пруссии. Из городов и сел немцы бегут, бросая награбленное имущество. Из каких только стран нет здесь вещей! Но больше всего из России. Скоро немцам бежать будет некуда. Знамя нашей победы скоро будет водружено над Берлином». Так писал наш земляк И.Гуров в январе 1945 года. Это было время предчувствия скорой победы, время огромного трудового энтузиазма.

    Достойной поддержкой наступления Красной Армии стал выпуск на Безымянке новых штурмовиков Ил-10. На заводе № 18 производство этих самолетов началось в первом квартале 1944 года. На заводе № 1 Ил-10 был запущен в производство в конце июля 1944 года, а уже 18 сентября первая машина была построена.

    Это был хорошо вооруженный, превосходно защищенный цельнометаллический тяжелый штурмовик, настоящий летающий танк. Моторостроительный завод № 24 оснастил самолет новым мощным мотором АМ-42. Завод № 454 выпустил для него новое вооружение, а завод № 207 – новую броню. Общими усилиями Безымянские заводы помимо давно освоенных и хорошо зарекомендовавших себя штурмовиков Ил-2 выпустили 4996 «летающих крепостей» Ил-10. Это был ощутимый вклад куйбышевских авиастроителей в победу над врагом.

    Преодолевая трудности и лишения, принесенные войной, Куйбышевская область становилась все сильнее. Об этом говорят цифры роста промышленного производства. К концу войны выпуск товарной продукции на предприятиях области увеличился по сравнению с 1940 годом почти в 7 раз, в том числе в машиностроении в 9 раз, в химической промышленности в 2 раза, в добыче и переработке нефти в 5 раз. Одновременно развивался и рос научный потенциал Самарского края.

    Неоценимую помощь Красной Армии в годы войны оказали куйбышевские медики. В нашей области действовало 26 госпиталей. Их плановая вместимость составляла 7200 раненых. Но, как правило, больных было гораздо больше. Например, в сентябре 1941 года Куйбышев принял 20650 ранбольных. Врачей и вспомогательного медперсонала не хватало, поэтому медики после трудового дня уходили на заготовку дров, разгрузку барж с продовольствием, на работу по прополке овощей в подсобном хозяйстве.

    Ухаживать за ранеными бойцами помогали комсомольско-санитарные дружины. В них состояло более 10 тысяч молодых работниц местных предприятий. За годы войны они отдали воинам Красной Армии 29 тысяч литров крови. Женщины шили раненым белье, собирали подарки к праздникам. Библиотеки области организовывали сбор книг от населения для передачи их госпиталям. Предприятия и учебные заведения области обучали тяжело раненых воинов работе в условиях инвалидности.

    Большую военно-шефскую работу вели работники искусств. Они выступали в госпиталях, в воинских частях, на призывных пунктах. За годы войны куйбышевские артисты дали около 24 тысяч концертов и спектаклей, на которых присутствовало почти 12 миллионов зрителей. За этот вклад в разгром врага многие мастера сцены были награждены боевыми наградами и благодарностями Комитета по делам искусств при СНК СССР. Немалый вклад внесли работники сцены в строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов «Советский артист», за что получили телеграмму с благодарностью от Сталина.

    Вместе с тысячами эвакуированных в Куйбышеве работали очень известные в стране художники. Многие живописцы, часто бывая в цехах предприятий, создавали художественную хронику помощи тыла фронту. Таков, например, цикл работ А.Романова «Куйбышев в дни войны», картина И.Цыбульника «Резервы» а также многочисленные рисунки, сделанные художниками в госпиталях областного центра. Уезжая домой, мастера кисти многие свои работы подарили городу, который стал для них вторым домом. Эти картины хранятся в фондах Самарского художественного музея и являются уже историческими реликвиями, рассказывающими о героическом прошлом Самарского края.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации заводской газеты «Сталинец»

*