Об экологической ситуа­ции в Самарской губернии, об основных экологических про­блемах и путях их решения, а также о различных сторо­нах деятельности руководи­мой им структуры рассказы­вает глава министерства природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Са­марской области Александр Алексеевич ФЕДОРОВ.

Александр Алексеевич, каковы сегодняшние при­оритетные задачи министер­ства в области охраны окру­жающей среды?

— Министерство занимается решением экологических про­блем шести, как мы говорим, объектов. Это — воздух, вода, почва, недра, все виды отходов и особо охраняемые природ­ные территории. Наши основ­ные стратегические цели — это экологическая и гидрометеоро­логическая безопасность и бла­госостояние населения. Эти понятия тесно связаны, пото­му как высокое качество жиз­ни и здоровье населения, а так­же экологическая безопасность могут быть обеспечены только при обязательном условии со­хранения природы и поддержа­ния соответствующего качества окружающей среды, создания и обеспечения условий для ис­ключения в будущем деграда­ции природной среды.

С недавних пор нашему ми­нистерству переданы отдельные полномочия в области водных и лесных отношений. Также в нашем ведении находятся воп­росы, связанные с нормирова­нием выбросов в окружающую среду, отходов и сбросов. Наша политика сегодня направлена на то, чтобы убеждать хозяйствен­ников вкладывать средства в охрану окружающей среды, ак­тивнее внедрять технологии по очистке выбросов вредных ве­ществ в атмосферу. Несмотря на некоторые изменения в за­коне об экологической экспер­тизе, принцип презумпции эко­логической безопасности любого вида хозяйственной де­ятельности сохранился. И про­ведение обязательной экологической экспертизы и оценка негативного воздействия также находятся в ведении субъекта Федерации. Все должны созна­вать, что экономить на эколо­гии неразумно.

По каким целевым про­граммам сейчас работает министерство?

— Сначала скажу о двух про­граммах. Программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Самарской об­ласти» направлена на решение социальных и экономических вопросов, таких как обеспече­ние вододефицитных районов питьевой водой за счет подзем­ных источников, обеспечение строительной индустрии сырьевой базой и экологической методикой геологической сре­ды в целях увеличения объемов строительства, как жилья, так и дорожного строительства. Большое внимание в этой про­грамме уделено выполнению геологоразведочных работ, на­учному обоснованию. Значи­тельный процент финансирова­ния программных мероприятий производится за счет средств недропользователей.

Программа «Повышение ле­систости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Са­марской области». Выделенные в рамках программы финансо­вые средства позволят произ­водить лесопосадочные рабо­ты строго в соответствии с научно обоснованными проек­тами, обеспечивать расшире­ние видового разнообразия состава флоры и фауны. Про­ект является первым подобным проектом в Российской Феде­рации.

Наряду с этим мы разраба­тываем ряд отдельных про­грамм: «Об отходах производства и потребления на террито­рии Самарской области», «Си­стема управления охраной ок­ружающей среды Самарской области в соответствии с международными требованиями», «Расчистка русел малых рек». Что касается последней, то она предусматривает расчистку всех проблемных участков рек Самарской области и рассчитана до 2020 года. Первооче­редные мероприятия предусматривают проведение работ на участках рек, где существу­ет угроза жизни и здоровью на­селения. Параллельно мини­стерством проведен анализ состояния существующих канализационных очистных соору­жений, а также обеспеченнос­ти сельских населенных пунктов очистными сооружениями. В настоящее время усилен конт­роль за работой очистных со­оружений предприятий, являю­щихся водопользователями или оказывающих влияние на рабо­ту городских канализационных очистных сооружений.

В целях снижения негатив­ного воздействия на водные объекты министерством разра­ботаны два плана мероприятий. Первые мероприятия нацелены на снижение и ограничение сброса недостаточно очищен­ных сточных вод в водные объекты Самарской области; вторые — на увеличение безо­пасности работы гидротехни­ческих сооружений Самарской области.

Кроме программ, реализу­ются мероприятия в сфере мет­рологии и мониторинга окружа­ющей среды в целях обеспече­ния гидрометеорологической и экологической безопасности населения Самарской области. Они обеспечат предупрежде­ние и систематическую оценку чрезвычайных ситуаций эколо­гического характера, соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способных со­здать угрозу экологической безопасности.

Какие экологические проблемы наиболее остры сегодня для нашей губер­нии?

— Все понимают, что нельзя считать экологическую обста­новку в регионе безоблачной. У нас традиционно мощно раз­витая промышленность, густо­населенные города, относи­тельно высокий уровень жизни населения — эти объективно положительные факторы сослу­жили не самую лучшую службу состоянию окружающей среды. Если сравнивать нашу область с близлежащими регионами, имеющими подобную нашей структуру производства, то я могу сказать, что сегодня мы экологически хуже Татарстана и Башкирии, но лучше, чем Саратовская и Оренбургская области. Правда, если говорить о тех же Татарстане и Башки­рии, то стоит отметить, что в этих республиках министер­ства, подобные нашему, действуют уже более 15 лет, и это позволило им получить опре­делённые наработки в методо­логии, технологиях и контроле. Самарское же министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды было со­здано лишь в 2002 году, и мы в своей деятельности использу­ем опыт министерств вышеназ­ванных республик, а также своих московских коллег.

Ключевым моментом, оказы­вающим негативное воздей­ствие на состояние природы области, является загрязнение воздушного бассейна. Если рассматривать отраслевую структуру выбросов вредных веществ в атмосферу от ста­ционарных источников загряз­нения, то она в последние годы не меняется: основными источниками загрязнения остаются транспорт, промышленные предприятия, в том числе пред­приятия химической, нефтехи­мической, нефтяной промыш­ленности, цветной металлургии и энергетики. В общем объе­ме загрязняющих атмосферный воздух веществ значительную долю занимают выбросы авто­транспорта (40%), и это ежедневно ощущают на себе наши граждане, особенно жители городов Сызрань, Самара и Тольятти. Резкое увеличение количества автовладельцев од­нозначно приводит к увеличе­нию техногенной нагрузки. Ре­шению этой проблемы должны послужить как переход на бо­лее жесткие европейские стан­дарты выхлопных газов при выпуске новых автомобилей, так и внедрение современных разработок по гашению основ­ных канцерогенов в выхлопах автотранспорта. Однако мы констатируем: концентрация большинства определяемых в атмосферном воздухе приме­сей уменьшается. Особо сле­дует отметить улучшение эко­логической ситуации в Самаре и Чапаевске. Индексы загряз­нения атмосферы здесь снизи­лись соответственно на 20 и 50%. Это результат выполнения муниципальных экологических программ, которые направле­ны на защиту интересов насе­ления.

Существует проблема воз­росшей, нагрузки на «зелёные лёгкие» Самары и Тольятти. Вви­ду недостаточного контроля в лесных массивах появились ча­стные дома. Сейчас мы пытаем­ся найти выход из ситуации. Министерством было подано порядка 110 исковых заявлений по вопросу незаконного захвата земель лесного фонда. Часть дел уже выиграна.

В принципе, вопрос комфор­тного проживания в мегаполи­сах можно решить. Нужна про­думанная градостроительная политика, основанная, в том числе, и на создании для лю­дей благоприятной среды оби­тания. Есть снимки Самары, сделанные нашим гидромет­центром, на которых видно, какие части города являются более чистыми, а какие — наи­более грязными. И все это не­обходимо учитывать. Где-то накладывать ограничения на хозяйственную деятельность, где-то перераспределять про­изводственные мощности. Со­гласно федеральному закону, например, вокруг каждого за­вода должна быть санитарно-защитная зона, не менее 500 метров. Если это правило не соблюдается, то мы вправе за­вод закрыть. Конечно, закры­вать те предприятия, которые многие десятилетия активно работают, мы сейчас не станем, но необходимо строго контро­лировать эти производства, а именно уровень их негативно­го воздействия на окружающую среду. Нужно регулярно прово­дить обследование состояния здоровья людей, которые там работают. Это называется обеспечением экологической безопасности населения.

Каковы основные источ­ники загрязнения окружаю­щей среды?

-Состояние окружающей среды характеризуется уров­нем загрязненности атмосферного воздуха, воды и почвы. Этот уровень показывают спе­циально рассчитанные индек­сы. Например, индекс загряз­ненности атмосферы (ИЗА) рассчитывается   исходя   из содержания в воздухе наибо­лее опасных загрязняющих ве­ществ. Качество атмосферно­го воздуха в настоящее время определяется в результате ра­боты стационарных постов на­блюдений, которые в свою оче­редь установлены в админист­ративно-территориальных еди­ницах, в местах максимально­го влияния крупных промыш­ленных предприятий. Проблему загрязнения атмосферы опре­деляют, главным образом, вы­сокие концентрации веществ, присутствующих в выбросах автотранспорта — формальдеги­да, окислов азота, углеводоро­дов, пыли, а еще здесь можно вести речь о таких специфичес­ких для предприятий городов области веществах, как фенол, аммиак, серная кислота. Концентрации ряда вредных при­месей (гидрофторид, сульфи­ты) в последние годы в основном ниже предельно до­пустимых значений. Вместе с тем, продолжают оставаться высокими среднегодовые кон­центрации окислов азота, фор­мальдегида, углеводородов.

Формальдегиды и диоксид азота вызывают серьезные не­дуги у людей. И чем больше у нас выхлопных газов, чем мень­ше зеленых насаждений — по­глотителей этих газов, тем выше риск заболеваний. Кста­ти, стоит отметить, что каждое растение поглощает строго определенные виды вредных примесей. С этой точки зре­ния, наиболее полезным для городов с большим количе­ством транспорта является тополь — он лучше всех поглоща­ет формальдегиды. Причем есть такие породы пирамидаль­ных тополей, на которых отсут­ствует пух, так мешающий ал­лергикам.

Вот как можно оценить долю выбросов загрязняющих атмос­феру веществ по отраслям про­мышленности:

60% — топливная промыш­ленность,

6% — химическая и нефтехи­мическая промышленность,

4% — машиностроение и ме­таллообработка,

4% — предприятия транспор­та и связи,

4% — производство стройма­териалов,

4% — жилищно-коммуналь­ное хозяйство,

13% — электроэнергетика,

5% — прочие.

Мощнейшим источником за­грязнения атмосферы являют­ся промышленные предприятия области. Но, опираясь на све­дения региональных, федераль­ных природоохранных органов власти, общественных органи­заций и предприятий, занима­ющихся этой проблематикой, можно сказать, что в течение последних пяти лет у нас наблю­дается стойкая положительная динамика. Несмотря на то что ситуация еще очень и очень да­лека от идеальной, сейчас есть серьезная заинтересованность органов власти в улучшении экологической обстановки, есть понимание обстановки со сто­роны бизнес-структур. На мно­гих предприятиях в штатном расписании появились экологи­ческие службы. Все больше производств переходят на сис­тему стандартов экологическо­го менеджмента. По этой сис­теме уже работают АВТОВАЗ, предприятия нефтехимического комплекса. Сегодня этим воп­росом озабочены практически все предприятия, заинтересо­ванные в работе на внешнем рынке.

Насколько сейчас заин­тересованы бизнес-структу­ры в решении вопросов эко­логии?

— Достаточно заинтересова­ны. И в этом нет ничего удиви­тельного. Когда уровень жизни людей растет, то постепенно на первый план выходят экологи­ческие вопросы. Кому понравит­ся жить в красивом доме, если он стоит на свалке?! Поэтому сегодня диалог власти и бизне­са строится с учетом защиты окружающей среды. Многие предприятия подписывают с областным правительством со­глашения о защите экологичес­ких интересов тех территорий, где расположены производства. Примером тому — соглашение по селу Богатое, где строится неф­тебаза. В рамках этого согла­шения нефтяники гарантируют и благоустройство территории, и непрерывный мониторинг ок­ружающей среды, что являет­ся одним из непременных условий эксплуатации данной нефтебазы. Это добровольный акт. А тех, кто не идет на при­родоохранные мероприятия добровольно, мы будем застав­лять и принуждать. Одна из обязанностей инвесторов в на­шей области — это соблюдение экологических интересов насе­ления. Власть готова помогать бизнесу, но губить природу мы не позволим.

Что можно сказать о со­стоянии воды в области?

— Состояние водных объек­тов Самарской области пока оставляет желать лучшего — и по загрязнению, и по заилива­нию. Малые реки области силь­но заилены, что создает чрезвычайные ситуации во время паводков. Поэтому в губернии, как уже отмечалось выше, про­водятся мероприятия по расчи­стке русел малых рек. Там, где уже завершилась определенная работа — на реках Чагре, Боль­шом Иргизе, — забили родни­ки, появилась рыба.

Крайне актуальный аспект — качество воды питьевой. Дале­ко не везде она идеальна. Вода в подземных скважинах, кото­рыми снабжается, например, Чапаевск, не отвечает санитар­ным нормам по части минера­лизации, она слишком жесткая. Поэтому сейчас реализуется проект строительства в Чапаевске нового крупного водозабо­ра «Пойменный-2», который в течение трех лет должен обес­печить город чистой природной минеральной водой. Строитель­ство идет в сложных техноло­гических условиях и является достаточно капиталоемким, в этот проект будет вложено бо­лее 500 миллионов рублей.

Вообще, что касается водо­снабжения, в этой сфере у нас достаточно высокие нормативы и жесткий контроль. В ряде го­родов, таких как Тольятти, Новокуйбышевск, Сама­ра, Сызрань, сейчас внедряется система ультрафиолетовой, полностью обеззара­живающей, очистки воды. Это дорогое удовольствие, но мера крайне необхо­димая. Единствен­ное, чего пока нет в нашей области, так это специальных при­боров, способных ве­сти непрерывный хи­мический анализ воды. Старая аппара­тура не соответству­ет современным тре­бованиям, но этот недостаток мы будем устранять. Сегодня правительством Са­марской области внесено в проект об­ластного бюджета на следующий год фи­нансирование мероп­риятий по ремонту гидротехнических со­оружений и по снижению и ог­раничению сброса недостаточ­но очищенных сточных вод в водные объекты Самарской об­ласти, которые предусматрива­ют реконструкцию и строитель­ство очистных сооружений.

—   Важнейший вопрос — ути­лизация отходов…

— Законом об охране окру­жающей среды предусматрива­ется разграничение полномо­чий между федеральными органами власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. С начала 2007 года вопросы, связанные с го­сударственным контролем в области обращения с отхода­ми и ведения государственно­го кадастра в этой сфере, пе­реданы субъектам Федерации. Мы вносим   изменения в эту структуру, будем вести кадастр отходов по видам их опаснос­ти. Это касается не только бы­товых отходов, но и производ­ственных.

Проблему свалок в той же Са­маре надо решать либо путем строительства новых полигонов для захоронения, либо за счет пе­реработки мусора. Причем пере­работку отходов необходимо ста­вить на коммерческую основу.

Сейчас рядом с полигонами начали помещать сортировоч­ные станции, где мусор разде­ляется по категориям и отправ­ляется на вторичную перера­ботку. А те 20-30%, которые не подлежат переработке, напри­мер пищевые отходы, должны либо сжигаться (естественно, с соблюдением всех норм экологической безопасности), либо отправляться на производство компоста. Для такого произ­водства есть специальные ус­тановки, одна из них находит­ся в Тольятти. А компост является прекрасным удобре­нием для полей и огородов.

Существует интересный вид перерабатывающих произ­водств — это мусоросжигающие заводы с выработкой тепло- и электроэнергии. Это тоже эко­номически интересно, к тому же в данном случае мы полу­чаем независимый источник энергоснабжения. Инвестора­ми в этих предприятиях могут выступить как муниципалитеты, так и сами энергетики.

Одной из наиболее острых экологических проблем Самар­ского региона является обез­вреживание отходов на тольяттинском предприятии «Фос­фор». По поручению губерна­тора В.В. Артякова там сейчас проводятся работы по утилиза­ции, которые должны завер­шиться к 30 октября.

Как выглядит рейтинг загрязненности городов Са­марской области?

— Если проанализировать положение дел в Самаре, То­льятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске, Отрадном, то окажется, что по основным за­грязнителям превышена пре­дельно допустимая концентра­ция (ПДК). Однако по сравне­нию с прошлыми годами кон­центрация большинства опре­деляемых в атмосферном воз­духе примесей уменьшается. Без преувеличения, отмечает­ся улучшение экологической ситуации в Самаре и Чапаевске. А рейтинг загрязненности атмосферного воздуха выгля­дит так:

1. Сызрань,

2. Самара,

3.Тольятти,

4. Новокуйбышевск,

5. Чапаевск,

6. Жигулёвск.

Основной источник выбро­сов — автотранспорт. Основные примеси: формальдегид, окси­ды азота, углеводороды.

Довольно долго считалось, что Чапаевск — один из самых неблагополучных в экологичес­ком плане городов области. Но обратите внимание: он второй по чистоте воздуха после Жигулевска. В последнее время ситуация в этом городе, повто­рюсь, здорово изменилась, о чем свидетельствуют материа­лы мониторинга. На территории региона реализуется област­ная целевая программа «Соци­ально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской обла­сти», рассчитанная до 2010 года. После того как экологическое состояние Чапаевска стало объектом пристального внимания, там началось жест­кое регулирование нормативов выбросов. В городе стали за­пускать в эксплуатацию уста­новки, поглощающие вредные выхлопы, начали активно про­водить природоохранные ме­роприятия и внедрять новые технологии производства. Сло­вом, был предпринят целый комплекс мер по социально-экологической реабилитации города, и они дали заметный эффект. Кстати, основные вло­жения в экологию Чапаевска в течение этих десяти лет шли, по большей части, из средств областного бюджета. Феде­ральные власти вложили в улуч­шение состояния города 13 млн. рублей, а из губернской казны на его реабилитацию потрачено 3 млрд.ублей. Каж­дый год в эту программу вкла­дывается около 300 миллионов. Наиболее загрязненным воздухом дышат жители Сыз­рани. Это связано и с наличи­ем там большого количества различных производств с вред­ными выбросами, и с территориальным расположением города. А самым благополучным с точки зрения чистоты возду­ха всегда был и остается Жигулевск. Он находится рядом с заповедником, в нем сравни­тельно мало промышленных предприятий, хорошая роза ветров, и с города просто «сду­вает» грязь и пыль. Однако сто­ит отметить, что за последние пять лет индекс загрязненнос­ти атмосферы Жигулевска вы­рос вдвое.

Самара, как мы видим, по загрязненности атмосферного воздуха вторая после Сызрани. Однако губернская столица хоть и медленно, но очищается. В 2001 году она имела ИЗА в 12 единиц, была самым грязным городом области, а сегодня она по чистоте воздуха практически сравнялась с Тольятти, Новокуй­бышевском и Чапаевском, и уро­вень загрязненности составля­ет около 11 единиц. Впрочем, в названных городах ситуация за минувшие годы ухудшилась, но не так резко, как в Сызрани.

Ограничиваться одними разговорами об экологически проблемных территориях нельзя. Мы обязаны помнить и понимать: в любом городе, который объявляется зоной экологического бедствия, за­прещается открытие новых предприятий и всякое строи­тельство. Фактически запре­щается развитие экономики. В итоге на целом городе ставит­ся крест. Вот потому-то обла­стные власти и поставили за­дачу как можно быстрее преодолеть эту катастрофическую для Чапаевска ситуа­цию. Тем самым в 2003 году фактически был дан импульс новому развитию этого горо­да. Туда пошли инвестиции, в том числе и столичные. Конеч­но, у города остаются пробле­мы. Но и они решаемы. Сей­час там ведется замещение почвы, состояние которой тоже было крайне тяжелым. Верхние слои снимают и утилизируют.

Каким образом населе­ние может содействовать в решении экологических проблем?

— Чем больше будет граж­данской активности и обще­ственного контроля, тем лучше и быстрее будут решаться про­блемы. Ведь всех «болевых то­чек», особенно в тех террито­риях, которые далеки от Самары, мы из кабинетов мо­жем не увидеть. И чем прочнее «обратная связь» от населения, чем больше мы будем видеть реакцию людей на наши дей­ствия, тем качественнее и эф­фективнее окажется управляю­щее воздействие. Во главу угла концепции природопользова­ния мы сейчас ставим работу министерства в полном контак­те с общественными экологи­ческими и научными организа­циями и с населением Самарс­кой области.

Генеральная линия нашего министерства — всемерное со­действие развитию обществен­ного экологического движения на территории региона. С нами активно взаимодействуют такие мощные общественные органи­зации, как:

— Фонд социально-экологи­ческой реабилитации Самарс­кой области;

— Самарский областной клуб экологов (объединяет более 40 юридических и около 80 физи­ческих лиц);

— Областная ассоциация об­ращения с отходами (более 30 организаций);

— Российский экологический союз и другие.

Каждый гражданин вправе занять активную обществен­ную позицию. Сейчас на территории региона развивается система общественного эко­логического контроля, част­ные граждане в роли обще­ственных инспекторов выяв­ляют нарушения экологического законодательства и «дают ход» решению проблем. В общественных экологичес­ких организациях и природо­охранных контролирующих структурах работают в режи­ме горячей линии «зеленые телефоны», по которым каж­дый житель губернии может сообщить об обнаруженных им экологических нарушени­ях. Ежегодно на территории губернии сотни тысяч граждан принимают участие в добро­вольческих экологических ак­циях по уборке городских и загородных территорий, рас­чистке родников и берегов во­доемов, посадке и прополке зеленых насаждений. На территории губернии формирует­ся система взаимодействия законодательной и исполнительной власти с обществен­ными структурами (Общест­венная коллегия при министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, Обще­ственный совет при Самарс­кой губернской Думе), которая создает механизмы оператив­ного доведения мнения част­ных граждан до высших эше­лонов региональной власти. Чем активнее станут рядовые жители губернии защищать свои экологические интересы, тем проще будет областному правительству принимать верные решения.

Евгений ЧУБАЧКИН

«Волжская коммуна» № 196 (25994)

*