Александр Федоров: «Губить природу мы не позволим"
Об экологической ситуации в Самарской губернии, об основных экологических проблемах и путях их решения, а также о различных сторонах деятельности руководимой им структуры рассказывает глава министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Александр Алексеевич ФЕДОРОВ.
— Александр Алексеевич, каковы сегодняшние приоритетные задачи министерства в области охраны окружающей среды?
— Министерство занимается решением экологических проблем шести, как мы говорим, объектов. Это — воздух, вода, почва, недра, все виды отходов и особо охраняемые природные территории. Наши основные стратегические цели — это экологическая и гидрометеорологическая безопасность и благосостояние населения. Эти понятия тесно связаны, потому как высокое качество жизни и здоровье населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены только при обязательном условии сохранения природы и поддержания соответствующего качества окружающей среды, создания и обеспечения условий для исключения в будущем деградации природной среды.
С недавних пор нашему министерству переданы отдельные полномочия в области водных и лесных отношений. Также в нашем ведении находятся вопросы, связанные с нормированием выбросов в окружающую среду, отходов и сбросов. Наша политика сегодня направлена на то, чтобы убеждать хозяйственников вкладывать средства в охрану окружающей среды, активнее внедрять технологии по очистке выбросов вредных веществ в атмосферу. Несмотря на некоторые изменения в законе об экологической экспертизе, принцип презумпции экологической безопасности любого вида хозяйственной деятельности сохранился. И проведение обязательной экологической экспертизы и оценка негативного воздействия также находятся в ведении субъекта Федерации. Все должны сознавать, что экономить на экологии неразумно.
— По каким целевым программам сейчас работает министерство?
— Сначала скажу о двух программах. Программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Самарской области» направлена на решение социальных и экономических вопросов, таких как обеспечение вододефицитных районов питьевой водой за счет подземных источников, обеспечение строительной индустрии сырьевой базой и экологической методикой геологической среды в целях увеличения объемов строительства, как жилья, так и дорожного строительства. Большое внимание в этой программе уделено выполнению геологоразведочных работ, научному обоснованию. Значительный процент финансирования программных мероприятий производится за счет средств недропользователей.
Программа «Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области». Выделенные в рамках программы финансовые средства позволят производить лесопосадочные работы строго в соответствии с научно обоснованными проектами, обеспечивать расширение видового разнообразия состава флоры и фауны. Проект является первым подобным проектом в Российской Федерации.
Наряду с этим мы разрабатываем ряд отдельных программ: «Об отходах производства и потребления на территории Самарской области», «Система управления охраной окружающей среды Самарской области в соответствии с международными требованиями», «Расчистка русел малых рек». Что касается последней, то она предусматривает расчистку всех проблемных участков рек Самарской области и рассчитана до 2020 года. Первоочередные мероприятия предусматривают проведение работ на участках рек, где существует угроза жизни и здоровью населения. Параллельно министерством проведен анализ состояния существующих канализационных очистных сооружений, а также обеспеченности сельских населенных пунктов очистными сооружениями. В настоящее время усилен контроль за работой очистных сооружений предприятий, являющихся водопользователями или оказывающих влияние на работу городских канализационных очистных сооружений.
В целях снижения негативного воздействия на водные объекты министерством разработаны два плана мероприятий. Первые мероприятия нацелены на снижение и ограничение сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты Самарской области; вторые — на увеличение безопасности работы гидротехнических сооружений Самарской области.
Кроме программ, реализуются мероприятия в сфере метрологии и мониторинга окружающей среды в целях обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности населения Самарской области. Они обеспечат предупреждение и систематическую оценку чрезвычайных ситуаций экологического характера, соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способных создать угрозу экологической безопасности.
— Какие экологические проблемы наиболее остры сегодня для нашей губернии?
— Все понимают, что нельзя считать экологическую обстановку в регионе безоблачной. У нас традиционно мощно развитая промышленность, густонаселенные города, относительно высокий уровень жизни населения — эти объективно положительные факторы сослужили не самую лучшую службу состоянию окружающей среды. Если сравнивать нашу область с близлежащими регионами, имеющими подобную нашей структуру производства, то я могу сказать, что сегодня мы экологически хуже Татарстана и Башкирии, но лучше, чем Саратовская и Оренбургская области. Правда, если говорить о тех же Татарстане и Башкирии, то стоит отметить, что в этих республиках министерства, подобные нашему, действуют уже более 15 лет, и это позволило им получить определённые наработки в методологии, технологиях и контроле. Самарское же министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды было создано лишь в 2002 году, и мы в своей деятельности используем опыт министерств вышеназванных республик, а также своих московских коллег.
Ключевым моментом, оказывающим негативное воздействие на состояние природы области, является загрязнение воздушного бассейна. Если рассматривать отраслевую структуру выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения, то она в последние годы не меняется: основными источниками загрязнения остаются транспорт, промышленные предприятия, в том числе предприятия химической, нефтехимической, нефтяной промышленности, цветной металлургии и энергетики. В общем объеме загрязняющих атмосферный воздух веществ значительную долю занимают выбросы автотранспорта (40%), и это ежедневно ощущают на себе наши граждане, особенно жители городов Сызрань, Самара и Тольятти. Резкое увеличение количества автовладельцев однозначно приводит к увеличению техногенной нагрузки. Решению этой проблемы должны послужить как переход на более жесткие европейские стандарты выхлопных газов при выпуске новых автомобилей, так и внедрение современных разработок по гашению основных канцерогенов в выхлопах автотранспорта. Однако мы констатируем: концентрация большинства определяемых в атмосферном воздухе примесей уменьшается. Особо следует отметить улучшение экологической ситуации в Самаре и Чапаевске. Индексы загрязнения атмосферы здесь снизились соответственно на 20 и 50%. Это результат выполнения муниципальных экологических программ, которые направлены на защиту интересов населения.
Существует проблема возросшей, нагрузки на «зелёные лёгкие» Самары и Тольятти. Ввиду недостаточного контроля в лесных массивах появились частные дома. Сейчас мы пытаемся найти выход из ситуации. Министерством было подано порядка 110 исковых заявлений по вопросу незаконного захвата земель лесного фонда. Часть дел уже выиграна.
В принципе, вопрос комфортного проживания в мегаполисах можно решить. Нужна продуманная градостроительная политика, основанная, в том числе, и на создании для людей благоприятной среды обитания. Есть снимки Самары, сделанные нашим гидрометцентром, на которых видно, какие части города являются более чистыми, а какие — наиболее грязными. И все это необходимо учитывать. Где-то накладывать ограничения на хозяйственную деятельность, где-то перераспределять производственные мощности. Согласно федеральному закону, например, вокруг каждого завода должна быть санитарно-защитная зона, не менее 500 метров. Если это правило не соблюдается, то мы вправе завод закрыть. Конечно, закрывать те предприятия, которые многие десятилетия активно работают, мы сейчас не станем, но необходимо строго контролировать эти производства, а именно уровень их негативного воздействия на окружающую среду. Нужно регулярно проводить обследование состояния здоровья людей, которые там работают. Это называется обеспечением экологической безопасности населения.
— Каковы основные источники загрязнения окружающей среды?
-Состояние окружающей среды характеризуется уровнем загрязненности атмосферного воздуха, воды и почвы. Этот уровень показывают специально рассчитанные индексы. Например, индекс загрязненности атмосферы (ИЗА) рассчитывается исходя из содержания в воздухе наиболее опасных загрязняющих веществ. Качество атмосферного воздуха в настоящее время определяется в результате работы стационарных постов наблюдений, которые в свою очередь установлены в административно-территориальных единицах, в местах максимального влияния крупных промышленных предприятий. Проблему загрязнения атмосферы определяют, главным образом, высокие концентрации веществ, присутствующих в выбросах автотранспорта — формальдегида, окислов азота, углеводородов, пыли, а еще здесь можно вести речь о таких специфических для предприятий городов области веществах, как фенол, аммиак, серная кислота. Концентрации ряда вредных примесей (гидрофторид, сульфиты) в последние годы в основном ниже предельно допустимых значений. Вместе с тем, продолжают оставаться высокими среднегодовые концентрации окислов азота, формальдегида, углеводородов.
Формальдегиды и диоксид азота вызывают серьезные недуги у людей. И чем больше у нас выхлопных газов, чем меньше зеленых насаждений — поглотителей этих газов, тем выше риск заболеваний. Кстати, стоит отметить, что каждое растение поглощает строго определенные виды вредных примесей. С этой точки зрения, наиболее полезным для городов с большим количеством транспорта является тополь — он лучше всех поглощает формальдегиды. Причем есть такие породы пирамидальных тополей, на которых отсутствует пух, так мешающий аллергикам.
Вот как можно оценить долю выбросов загрязняющих атмосферу веществ по отраслям промышленности:
60% — топливная промышленность,
6% — химическая и нефтехимическая промышленность,
4% — машиностроение и металлообработка,
4% — предприятия транспорта и связи,
4% — производство стройматериалов,
4% — жилищно-коммунальное хозяйство,
13% — электроэнергетика,
5% — прочие.
Мощнейшим источником загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия области. Но, опираясь на сведения региональных, федеральных природоохранных органов власти, общественных организаций и предприятий, занимающихся этой проблематикой, можно сказать, что в течение последних пяти лет у нас наблюдается стойкая положительная динамика. Несмотря на то что ситуация еще очень и очень далека от идеальной, сейчас есть серьезная заинтересованность органов власти в улучшении экологической обстановки, есть понимание обстановки со стороны бизнес-структур. На многих предприятиях в штатном расписании появились экологические службы. Все больше производств переходят на систему стандартов экологического менеджмента. По этой системе уже работают АВТОВАЗ, предприятия нефтехимического комплекса. Сегодня этим вопросом озабочены практически все предприятия, заинтересованные в работе на внешнем рынке.
— Насколько сейчас заинтересованы бизнес-структуры в решении вопросов экологии?
— Достаточно заинтересованы. И в этом нет ничего удивительного. Когда уровень жизни людей растет, то постепенно на первый план выходят экологические вопросы. Кому понравится жить в красивом доме, если он стоит на свалке?! Поэтому сегодня диалог власти и бизнеса строится с учетом защиты окружающей среды. Многие предприятия подписывают с областным правительством соглашения о защите экологических интересов тех территорий, где расположены производства. Примером тому — соглашение по селу Богатое, где строится нефтебаза. В рамках этого соглашения нефтяники гарантируют и благоустройство территории, и непрерывный мониторинг окружающей среды, что является одним из непременных условий эксплуатации данной нефтебазы. Это добровольный акт. А тех, кто не идет на природоохранные мероприятия добровольно, мы будем заставлять и принуждать. Одна из обязанностей инвесторов в нашей области — это соблюдение экологических интересов населения. Власть готова помогать бизнесу, но губить природу мы не позволим.
— Что можно сказать о состоянии воды в области?
— Состояние водных объектов Самарской области пока оставляет желать лучшего — и по загрязнению, и по заиливанию. Малые реки области сильно заилены, что создает чрезвычайные ситуации во время паводков. Поэтому в губернии, как уже отмечалось выше, проводятся мероприятия по расчистке русел малых рек. Там, где уже завершилась определенная работа — на реках Чагре, Большом Иргизе, — забили родники, появилась рыба.
Крайне актуальный аспект — качество воды питьевой. Далеко не везде она идеальна. Вода в подземных скважинах, которыми снабжается, например, Чапаевск, не отвечает санитарным нормам по части минерализации, она слишком жесткая. Поэтому сейчас реализуется проект строительства в Чапаевске нового крупного водозабора «Пойменный-2», который в течение трех лет должен обеспечить город чистой природной минеральной водой. Строительство идет в сложных технологических условиях и является достаточно капиталоемким, в этот проект будет вложено более 500 миллионов рублей.
Вообще, что касается водоснабжения, в этой сфере у нас достаточно высокие нормативы и жесткий контроль. В ряде городов, таких как Тольятти, Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, сейчас внедряется система ультрафиолетовой, полностью обеззараживающей, очистки воды. Это дорогое удовольствие, но мера крайне необходимая. Единственное, чего пока нет в нашей области, так это специальных приборов, способных вести непрерывный химический анализ воды. Старая аппаратура не соответствует современным требованиям, но этот недостаток мы будем устранять. Сегодня правительством Самарской области внесено в проект областного бюджета на следующий год финансирование мероприятий по ремонту гидротехнических сооружений и по снижению и ограничению сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты Самарской области, которые предусматривают реконструкцию и строительство очистных сооружений.
— Важнейший вопрос — утилизация отходов…
— Законом об охране окружающей среды предусматривается разграничение полномочий между федеральными органами власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. С начала 2007 года вопросы, связанные с государственным контролем в области обращения с отходами и ведения государственного кадастра в этой сфере, переданы субъектам Федерации. Мы вносим изменения в эту структуру, будем вести кадастр отходов по видам их опасности. Это касается не только бытовых отходов, но и производственных.
Проблему свалок в той же Самаре надо решать либо путем строительства новых полигонов для захоронения, либо за счет переработки мусора. Причем переработку отходов необходимо ставить на коммерческую основу.
Сейчас рядом с полигонами начали помещать сортировочные станции, где мусор разделяется по категориям и отправляется на вторичную переработку. А те 20-30%, которые не подлежат переработке, например пищевые отходы, должны либо сжигаться (естественно, с соблюдением всех норм экологической безопасности), либо отправляться на производство компоста. Для такого производства есть специальные установки, одна из них находится в Тольятти. А компост является прекрасным удобрением для полей и огородов.
Существует интересный вид перерабатывающих производств — это мусоросжигающие заводы с выработкой тепло- и электроэнергии. Это тоже экономически интересно, к тому же в данном случае мы получаем независимый источник энергоснабжения. Инвесторами в этих предприятиях могут выступить как муниципалитеты, так и сами энергетики.
Одной из наиболее острых экологических проблем Самарского региона является обезвреживание отходов на тольяттинском предприятии «Фосфор». По поручению губернатора В.В. Артякова там сейчас проводятся работы по утилизации, которые должны завершиться к 30 октября.
— Как выглядит рейтинг загрязненности городов Самарской области?
— Если проанализировать положение дел в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске, Отрадном, то окажется, что по основным загрязнителям превышена предельно допустимая концентрация (ПДК). Однако по сравнению с прошлыми годами концентрация большинства определяемых в атмосферном воздухе примесей уменьшается. Без преувеличения, отмечается улучшение экологической ситуации в Самаре и Чапаевске. А рейтинг загрязненности атмосферного воздуха выглядит так:
1. Сызрань,
2. Самара,
3.Тольятти,
4. Новокуйбышевск,
5. Чапаевск,
6. Жигулёвск.
Основной источник выбросов — автотранспорт. Основные примеси: формальдегид, оксиды азота, углеводороды.
Довольно долго считалось, что Чапаевск — один из самых неблагополучных в экологическом плане городов области. Но обратите внимание: он второй по чистоте воздуха после Жигулевска. В последнее время ситуация в этом городе, повторюсь, здорово изменилась, о чем свидетельствуют материалы мониторинга. На территории региона реализуется областная целевая программа «Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области», рассчитанная до 2010 года. После того как экологическое состояние Чапаевска стало объектом пристального внимания, там началось жесткое регулирование нормативов выбросов. В городе стали запускать в эксплуатацию установки, поглощающие вредные выхлопы, начали активно проводить природоохранные мероприятия и внедрять новые технологии производства. Словом, был предпринят целый комплекс мер по социально-экологической реабилитации города, и они дали заметный эффект. Кстати, основные вложения в экологию Чапаевска в течение этих десяти лет шли, по большей части, из средств областного бюджета. Федеральные власти вложили в улучшение состояния города 13 млн. рублей, а из губернской казны на его реабилитацию потрачено 3 млрд.ублей. Каждый год в эту программу вкладывается около 300 миллионов. Наиболее загрязненным воздухом дышат жители Сызрани. Это связано и с наличием там большого количества различных производств с вредными выбросами, и с территориальным расположением города. А самым благополучным с точки зрения чистоты воздуха всегда был и остается Жигулевск. Он находится рядом с заповедником, в нем сравнительно мало промышленных предприятий, хорошая роза ветров, и с города просто «сдувает» грязь и пыль. Однако стоит отметить, что за последние пять лет индекс загрязненности атмосферы Жигулевска вырос вдвое.
Самара, как мы видим, по загрязненности атмосферного воздуха вторая после Сызрани. Однако губернская столица хоть и медленно, но очищается. В 2001 году она имела ИЗА в 12 единиц, была самым грязным городом области, а сегодня она по чистоте воздуха практически сравнялась с Тольятти, Новокуйбышевском и Чапаевском, и уровень загрязненности составляет около 11 единиц. Впрочем, в названных городах ситуация за минувшие годы ухудшилась, но не так резко, как в Сызрани.
Ограничиваться одними разговорами об экологически проблемных территориях нельзя. Мы обязаны помнить и понимать: в любом городе, который объявляется зоной экологического бедствия, запрещается открытие новых предприятий и всякое строительство. Фактически запрещается развитие экономики. В итоге на целом городе ставится крест. Вот потому-то областные власти и поставили задачу как можно быстрее преодолеть эту катастрофическую для Чапаевска ситуацию. Тем самым в 2003 году фактически был дан импульс новому развитию этого города. Туда пошли инвестиции, в том числе и столичные. Конечно, у города остаются проблемы. Но и они решаемы. Сейчас там ведется замещение почвы, состояние которой тоже было крайне тяжелым. Верхние слои снимают и утилизируют.
— Каким образом население может содействовать в решении экологических проблем?
— Чем больше будет гражданской активности и общественного контроля, тем лучше и быстрее будут решаться проблемы. Ведь всех «болевых точек», особенно в тех территориях, которые далеки от Самары, мы из кабинетов можем не увидеть. И чем прочнее «обратная связь» от населения, чем больше мы будем видеть реакцию людей на наши действия, тем качественнее и эффективнее окажется управляющее воздействие. Во главу угла концепции природопользования мы сейчас ставим работу министерства в полном контакте с общественными экологическими и научными организациями и с населением Самарской области.
Генеральная линия нашего министерства — всемерное содействие развитию общественного экологического движения на территории региона. С нами активно взаимодействуют такие мощные общественные организации, как:
— Фонд социально-экологической реабилитации Самарской области;
— Самарский областной клуб экологов (объединяет более 40 юридических и около 80 физических лиц);
— Областная ассоциация обращения с отходами (более 30 организаций);
— Российский экологический союз и другие.
Каждый гражданин вправе занять активную общественную позицию. Сейчас на территории региона развивается система общественного экологического контроля, частные граждане в роли общественных инспекторов выявляют нарушения экологического законодательства и «дают ход» решению проблем. В общественных экологических организациях и природоохранных контролирующих структурах работают в режиме горячей линии «зеленые телефоны», по которым каждый житель губернии может сообщить об обнаруженных им экологических нарушениях. Ежегодно на территории губернии сотни тысяч граждан принимают участие в добровольческих экологических акциях по уборке городских и загородных территорий, расчистке родников и берегов водоемов, посадке и прополке зеленых насаждений. На территории губернии формируется система взаимодействия законодательной и исполнительной власти с общественными структурами (Общественная коллегия при министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, Общественный совет при Самарской губернской Думе), которая создает механизмы оперативного доведения мнения частных граждан до высших эшелонов региональной власти. Чем активнее станут рядовые жители губернии защищать свои экологические интересы, тем проще будет областному правительству принимать верные решения.
Евгений ЧУБАЧКИН
«Волжская коммуна» № 196 (25994)
*