В Киеве открыли памятник Михаилу Булгакову. Бронзовый классик присел на скамейку рядом с домом, в котором прожил 13 лет. Говорят, что этот дом поделился с писателем своей мистической аурой, перенесенной потом на страницы романов.

Дом то ли реальных Булгаковых, то ли вымышленных Турбиных. С медицинским кабинетом и коллекцией бабочек — энтомологический привет Набокову. После революции его перестроят в коммуналку. То есть по всему выходило — нехорошую квартиру. С удивительной авторской чуткостью Булгаков угадает не только это качество эпохи людей, которых испортил квартирный вопрос, но и заглянет в другое время. Вот и в событиях начала прошлого века, считают исследователи, увидит будущие киевские майданы.

«Два месяца, описанных в «Белой гвардии», Украина пережила в четвертом и пятом годах. И Булгаков угадал очень много. Булгаков предсказал распад Советского Союза, Вторую мировую войну», — убеждена Светлана Бурмистренко, заведующая научным отделом Литературно-мемориального музея М.А. Булгакова.

В известном доме под номером 13, что на сувенирно-туристическом нынче Андреевском спуске, Булгаков прожил — ну ведь не назовешь такое просто совпадением — тринадцать лет. Это — последний и самый известный из десяти киевских адресов писателя. И сегодня полный выразительных булгаковских примет: неисчислимо бродящих почему-то только здесь угольных котов, неокультуренных за годы советской власти и расположенных точно напротив булгаковских окон — Беремичево ущелья и Лысой горы, где собирались киевские ведьмы. И куда потом полетит Маргарита. Пойди разберись, сколько тут вымысла.

В Киеве Булгаков прожил 28 лет. И хотя его литературная звезда зажглась в Москве, этот город каштанов навсегда останется для него родным. Тут кругом булгаковские места. Вот киевская опера, куда любил ходить Булгаков. А там дальше — София, Крещатик и Прорезная. Топографические места со страниц его романов. Даже дядюшку Поплавского, из своей главной книги, наказывает не как-нибудь, а руками нечистой силы. Его, возжелавшего жить в Москве, отправляет из нехорошей квартиры сюда. В город своего очарования, своего детства.

На улице Воздвиженской уже и нет того дома, где родился будущий писатель. Но в Киеве вам каждый покажет Первую городскую гимназию, где он учился. А потом описал в своих книгах. «Она и стала местом действия первого романа Булгаков «Белая гвардия», — рассказала Татьяна Рогозовская, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея М.А. Булгакова.

И его Булгаковский университет. «Красный маяк» — по выражению самого автора. «А это здание университета, где Блугаков получил звание лекаря с отличием. Но не званием. Ни отличием воспользоваться не успел», — отметила Татьяна Рогозовская.

Но, став для Киева прозорливым гением места, чем позднее станет для Гаваны Хеменгуэй, а для Ленинграда Бродский, Булгаков до сих пор так и не был увековечен в городе, который во многом определил большинство его художественных идей и литературных сюжетов.

«Это общественное, государственное признание Булгакова великим соотечественником», — отметил Виталий Малахов, народный артист Украины, президент Булгаковского Фестиваля Искусств.

Памятник поставили чуть в стороне и от дома, и от туристической брусчатки, проходящей рядом. Булгаков здесь на скамейке, в неизменной театральной бабочке и легкой задумчивости. Едва памятник открыли, как за спиной писателя невозмутимо улегся волшебным образом материализовавшийся кот. Словно и за себя, и за Булгакова, на всякий случай предупредив: сижу, никого не трогаю, починяю примус.

Вести.ru

*