Вчера Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров провела в Москве крупный семинар, на котором самым горячим вопросом была система вывоза и ввоза культурных ценностей из России и в Россию.

Россияне все чаще стали присматриваться к своему национальному искусству. Фото: АР

Примечательно, что эта тема сегодня пристально интересует не только антикваров, но и отечественных миллиардеров, которые в последнее время вдруг активно занялись скупкой произведений искусства. Культура всегда была обделена финансово, а потому бизнесмены, вкладывая свои деньги в реставрацию театров или покупку ценных произведений искусства, естественно, отчасти закрывают эту брешь. Впрочем, у этого нового феномена есть несколько объяснений. Теперь быть меценатом не только почетно, но и полезно.

«Конечно, можно сказать, что сейчас все больше и больше предпринимателей начинают заниматься коллекционированием, – пояснила «НИ» консультант по формированию коллекций Марина Лошак. – В девяностые годы было распространено корпоративное собирательство, а теперь ему на смену пришло индивидуальное. И последние пять лет, безусловно, существует некий бум. Если говорить о причине этого явления, то у него как минимум две составляющие – экономическая и моральная. Во-первых, у людей появились финансовые возможности. Но в то же время они стали понимать, что собирать искусство целесообразно не только с экономической точки зрения. Коллекционирование улучшает их общественное, социальное лицо».

Помимо формирования имиджа интеллигента в кругу «своих», коллекционирование играет определенную роль «имиджа» бизнесмена в государстве. Нужно лишь время от времени что-то из приобретенного передавать государству или, по крайней мере, «громко» участвовать в решении культурных проблем. И зачастую современное российское меценатство осуществляется с расчетом на то, что в будущем о добром деле можно будет напомнить, особенно когда потребуется помощь чиновников. Правда, открыто говорить о существовании такой ситуации меценаты не готовы.

В России до сих пор не существует закона о поддержке меценатства. Поэтому какими бы целями ни руководствовались бизнесмены, покупая уникальные произведения искусства, пока они вынуждены ограничиваться лишь моральной поддержкой со стороны государства (что-то вроде дипломов, грамот, вымпелов или, в крайнем случае – орденов, от которых приходится стыдливо отказываться). Материальных стимулов у российских меценатов до сих пор нет, государство от решения этой проблемы самоустраняется.

Между тем среди тех, кто призван под знамена «новых меценатов», немало имен, которые, что называется, «на слуху». К примеру, в помощниках у Эрмитажа значится губернатор Чукотки Роман Абрамович, который помог музею материально.

В 2004 году он профинансировал проект создания рукотворной библиофильской книги «Саги об исландцах» в десяти экземплярах (из коровьей и тюленьей шкуры, серебра, медно-золотого сплава, льдистого кварца, горного хрусталя). Одна из книг досталась Абрамовичу, но куда дороже – честь значиться в меценатах самого Эрмитажа.

В том же году не меньше шумихи было и вокруг Виктора Вексельберга, который (через агента в лице аукционного дома «Сотбис») приобрел у семейства Форбсов коллекцию из девяти пасхальных яиц работы Карла Фаберже. Вся коллекция, включая 180 других изделий, оценивалась в 100–150 млн. долларов.

самую большую активность отмечают в свежих сделках Алишера Усманова. В сентябре он поставил точку сразу в двух громких сделках. Сначала приобрел права на коллекцию советских мультфильмов (приблизительная стоимость 5–10 млн. долларов), проданных в 1992 году киностудией «Союзмультфильм» в США, и сразу же безвозмездно отдал ее детскому телеканалу «Бибигон» (ВГТРК). А чуть позже в последний момент перехватил с аукциона «Сотбис» коллекцию Ростроповича – Вишневской, по некоторым данным, отдав за нее более 72 млн. долларов. И все 450 предметов он также передал в дар государству.

Какие еще подарки и с какой целью современные меценаты преподнесут стране, неизвестно. В Роскультуре не делают секрета из того, что Михаил Швыдкой лично обращался к представителям бизнеса с целью перехватить с аукциона коллекцию Ростроповича –Вишневской целиком.

Кроме того, государство будет активно поддерживать инициативу частных коллекционеров. Например, Анатолий Вилков сказал «НИ», что бизнесменов нужно только поощрять, потому что коллекции государственных музеев и так переполнены, и скупить все произведения искусства невозможно. Поэтому альтернативой является развитие частных музеев, которые иногда давали бы свои шедевры для экспозиций в госмузеях.

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

***