Американская киноиндустрия, ежегодно теряющая из-за видеопиратства миллиарды долларов, использует все более изощренные меры для борьбы с этим явлением. Одной из таких мер вскоре станет установка в кинозалах специальных камер видеонаблюдения за аудиторией, цель которых С обнаружить пиратов, пытающихся исподтишка записать демонстрируемый фильм на видео.

Не так давно СМИ сообщали об арестах менеджеров кинокомпаний, виновных в пиратском распространении киноновинок через Интернет. Однако недобросовестные инсайдеры С не самый опасный канал для утечки интеллектуальной собственности Голливуда. По данным Американской ассоциации кино (MPAA) , основу пиратской индустрии составляют кинозрители, записывающие фильмы с экрана.

Чтобы продемонстрировать действенность нового метода слежения за аудиторией, правоохранители недавно провели инсценированное представление. В одном из самых известных кинотеатров Лос-Анджелеса шпионская камера засекла сидевшего в зале «злоумышленника», прятавшего под кожаной курткой видеокамеру, после чего этот человек был «схвачен с поличным». Средства, использовавшиеся в ходе этой демонстрации, были вместе с другими антипиратскими технологиями представлены на специальной конференции, организованной представителями кинобизнеса в Центре развлекательных технологий при Университете Южной Калифорнии. Участники мероприятия ознакомились, в частности, с камерами скрытого наблюдения PirateEye, разработанными в компании Science & Engineering Associates (S&EA).

PirateEye сканирует ряды зрителей, задерживаясь на объектах, напоминающих линзу. За один шаг сканирования устройство охватывает по восемь кресел, зал вместимостью в 1000 мест просматривается за 15 — 20 мин. Изображения с камеры направляются оператору, сидящему за монитором компьютера. По словам представителей S&EA, система позволяет оператору одновременно отслеживать ситуацию в нескольких кинозалах, которые могут находиться на расстоянии нескольких тысяч километров один от другого. Объекты, напоминающие линзу, помечаются на мониторе красной точкой, затем оператор может приблизить изображение. Если оператор видит, что зритель действительно сидит с видеокамерой, он предупреждает администрацию соответствующего кинотеатра.

Комплекс PirateEye стоит не один миллион долларов, и пока неясно, как будут распределяться расходы на технологию между участниками рынка. Кроме того, правомерность использования подобных шпионских методов у многих правозащитников вызывает сомнения. Законы, регламентирующие установку камер скрытого наблюдения в коммерческих организациях, в каждом штате США свои, да и реакция зрителей на подобное вмешательство в их частную жизнь может быть неоднозначной. «Зритель не ожидает, что за ним кто-то наблюдает во время киносеанса, С говорит Крис Хуфнейгл, заместитель директора вашингтонского Центра информации о конфиденциальности электронных коммуникаций. С Такая слежка напоминает эпизоды из оруэлловского романа «1984», не правда ли? » Однако представителей киноиндустрии это не смущает. «Камеры применяются повсюду на предприятиях розничной торговли, С замечает Брэд Хант, один из руководителей MPAA. С Мы, как и торговцы, попросту хотим, чтобы нас не обкрадывали».

Среди других антипиратских мер в киноиндустрии можно упомянуть подавление видеозаписи путем модуляции светового луча проектора, а также встраивание в видеоизображение своеобразных водяных знаков, позволяющих впоследствии отследить нелицензионные копии.

Сара Макбрайд

Ведомости 13 апреля 2004 № 63 (1103)

Ведомости

*