Проблема «отцов и детей» неожиданно вышла на первый план европейской общественной жизни. Правительства Испании, Италии, Греции задаются вопросом об инфантилизме нынешней молодежи, большинство представителей которой до 30, а то и до 40 лет предпочитают жить совместно с родителями.

Эксперты советуют, сохраняя крепкие семейные связи, разным поколениям все-таки жить врозь.

Диаметрально противоположная ситуация – на севере Старого континента. Здесь бьют тревогу по поводу крушения семейных связей из-за того, что молодые люди стремятся как можно скорее покинуть отчий дом. Своеобразное преломление все это находит и в нашей стране, и дело здесь не только в дороговизне жилья и прочих материальных проблемах, о которых сегодня не говорит только ленивый.

Министр экономики и финансов Италии Томмазо Падоа-Скиоппа, выступая недавно в сенате, во главу угла социальной политики своей страны поставил взаимоотношения отцов и детей. По статистике, восемь из десяти молодых итальянцев в возрасте до 30 лет не торопятся покидать отчий кров и живут с родителями. И это отнюдь не «безобидная» проблема. Как утверждают экономисты, подобный инфантилизм молодежи тормозит развитие экономики и внедрение инновационных технологий. Для тех, кто не хочет жить отдельно от родителей, даже придумали специальные термины. Их называют на Апеннинах мammoni, то есть большими маменькиными сынками, или bamboccioni – большими детьми.

В чем-то российские реалии схожи с итальянскими. Вопиющей считает проблему инфантилизма нашей молодежи заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи петербургского Института детства РГПУ им. А. Герцена Ирина Хоменко. «Судя по многолетним консультациям, которые я даю студентам и родителям, из-за такой беды, как инфантильность, мы потеряли целое поколение людей, которым сегодня 14 – 20 лет», – рассказала она «Новым Известиям».

По мнению эксперта, на макроуровне в России ничего не предпринимается для того, чтобы стимулировать активность молодежи. Социальных проектов для молодежи, возможностей для общественной работы с ней у государства нет. Этой категорией населения занимаются политики, неформальные объединения, религиозные организации. В результате у молодежи отсутствует мотивация в жизни, нет жажды самореализации. Известно, что детство тех, кому сейчас 20 лет, пришлось на тяжелые годы экономических и политических преобразований. «Знаете, какой была основная реакция родителей малых детей в те годы? Протестная! Не сориентированные родители в условиях развалившихся государственных социальных и педагогических институтов выбрали принцип свободного воспитания, – считает г-жа Хоменко. – В результате выросли дети, которые ничего не хотят, не научились трудиться».

По данным психолога Хоменко, если в Петербурге еще есть службы семьи, кабинеты психологов, то в российских регионах дело обстоит хуже. «Ко мне ездит мама, ребенку которой четыре года, – рассказывает она. – Ребенка выгоняют уже из третьего детского садика. Как выяснилось, ребенок не умеет сам ни одеваться, ни кушать. Он сам только мультики смотрит. Дома мама его одевает и кормит с ложечки. Мама удивляется: «В чем проблема, мне же нетрудно ребенку помочь!» Мама не понимает, что она будет его кормить до самой его пенсии!»

Правительство Испании недавно заявило о намерении оказывать материальную помощь представителям молодежи, чтобы побудить их к началу самостоятельной жизни. Правда, рассчитывать на 210 евро в месяц смогут лишь молодые люди от 22 до 30 лет, чей годовой доход не превышает 22 тысяч евро. Как и в Италии, на Пиренеях большинство молодых людей не в состоянии не то что покупать собственные квартиры, но и даже снимать их. Многим приходится оставаться с родителями. Материальная помощь или, как ее называют в правительстве, гранты будет выдаваться в течение четырех лет. Кроме 210 евро, снимающие жилье молодые люди могут получить единовременное пособие в размере 600 евро.

На ту же тему задумалось правительство Греции. Здесь проживание 30-летних молодых людей с родителями считается нормой. Если в других странах девушки предпочитают не встречаться с «маменькиными сынками», то в Элладе все наоборот. Молодые греки не скрывают, что они живут со «стариками», а гречанкам наплевать, что их бойфренды спрашивают у мам разрешения задержаться после полуночи или у отцов привести подругу домой.

Конечно, и в Элладе не обходится без экономической мотивации. В Афинах и Салониках, самых дорогих греческих городах, аренда квартиры и оплата коммунальных услуг нередко «съедают» всю зарплату. Что касается социологов, то они главную причину инфантилизма молодых соотечественников видят в лени. Молодежь в Греции, считают они, привыкла жить на всем готовом и боится трудностей.

Северяне самостоятельнее южан – это признают все эксперты. В Скандинавии лишь каждый десятый молодой человек в возрасте от 18 до 34 лет живет с родителями, во Франции, Великобритании и Германии их от 45 до 53%, а в США – 43%.

Молодых людей, проживающих под одной крышей с родителями, в Швеции презрительно называют «мамбо», что можно приблизительно перевести как «маменькин сыночек». Причем даже самые любящие шведские родители убеждены, что после совершеннолетия вставшим на крыло «птенцам» пора выпархивать из гнезда.

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

***