В среду вечером начинает работу ежегодный Лондонский кинофестиваль — 51-й по счету. Российских фильмов в программе четыре: «Александра» Александра Сокурова, «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Груз-200» Алексея Балабанова и «Маяк» дебютантки Марии Саакян.

Программу фестиваля откроет канадская лента о русских мафиози

В прежние годы лондонский фестиваль, отличающийся от других мировых грандов — Канна, Венеции, Берлина — тем, что в нем нет конкурса, носил более скромный, рабочий характер. Был скорее фестивалем зрительским, чем звездным.

И хотя сегодня в числе гостей — десятки кинематографистов мирового уровня, проходы по красной ковровой дорожке лондонцев интересуют гораздо меньше, чем собственно кино. А присутствие знаменитостей привлекает не тем, что можно полюбоваться их нарядами и послушать пустоватые пресс-конференции, а тем, что можно принять участие в серьезных вдумчивых беседах, героями которых в этом году станут такие разные и интересные актеры и режиссеры как Дэвид Линч, Стив Бушеми, Хармони Корин, Роберт Родригес, Мерил Стрип, Роберт Редфорд, Шон Пенн, Майкл Мор и многие-многие другие.

Нарушена в этом году и еще одна казавшаяся незыблемой традицией — начинать фестиваль с нового британского фильма. На сей раз церемония открытия будет увенчана премьерой новой картины уже ставшего классиком канадца Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт».

Причина исключения не в том, что земля британская оскудела на таланты, а в том, что Кроненберг, вслед за Вуди Алленом, похоже прочно облюбовал Британию как место действия своих новых фильмов. В центре фильма «Порок на экспорт» — криминальная история, в которую замешаны живущие в британской столице российские мафиози.

По счастью, Россия представлена на фестивале не только криминальными героями, но и новым интересным кино.

Российских фильмов в программе четыре: «Александра» Александра Сокурова, «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Груз-200» Алексея Балабанова и «Маяк» дебютантки Марии Саакян.

Три из них — «Александра», «Груз-200» и «Маяк» — так или иначе повествуют о недавних войнах на советском или постсоветском пространстве: Афганистан, Чечня, Закавказье.

Случаен ли этот выбор, отражает ли он тенденции в российском кино или же он свидетельствует о специфическом интересе фестиваля и Запада в целом к тяжелой военно-политической ситуации в советской и постсоветской России.

«Я думаю это случайное совпадение, и говорить о специальном интересе здесь не приходится», — говорит Питер Хеймс, специалист по кино Восточной Европы, осуществлявший отбор российских фильмов для программы фестиваля.

«Сокуровские фильмы на фестивале показываются регулярно, и интерес здесь, скорее, к имени режиссера, хотя его трактовка темы войны, конечно, очень интересная и сильная», — продолжает Хеймс, — «В фильме «Маяк» мы и вовсе не до конца понимаем, где, собственно, происходят события — в Грузии, Армении, Абхазии, Нагорном Карабахе — ясно, что где-то на Кавказе».

По словам специалиста, режиссер картины Мария Саакян совершенно сознательно избегает ссылок на конкретные политические события, ее занимает война, как некая абстрактная сущность.

Лента «Груз-200» представляется Питеру Хеймсу скорее как сильная метафора жизни в СССР в 80-е годы, чем как фильм об афганской войне, хотя война, конечно, проходит постоянным его фоном.

Российское кино явно на подъеме — как, впрочем, и все восточноевропейское, о чем с удовлетворением говорит и Питер Хеймс.

Свидетельство тому — успех румынского кино. Обладатель каннской Золотой пальмовой ветви этого года фильм Кристиана Мунжиу «Четыре месяца, три недели, два дня» — тоже представлен в Лондоне, как флагман специальной ретроспективы «Румынское кино. Новая волна».

Би-би-си

***