Производителей алкогольной продукции с 2009 года обяжут наклеивать акцизные марки на горлышко бутылок, а не на боковину. Такое решение приняла Госдума, одобрившая в первом чтении поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Депутаты утверждают, что цель инициативы — сберечь здоровье граждан, так на боковине акцизная марка не повреждается и бутылка может быть использована фальсификаторами.

Законопроект требует маркировать алкоголь федеральными специальными и акцизными марками таким образом, чтобы можно было визуально определить факт вскрытия бутылки. Предусматривается, что марки должны состоять из двух частей: пломбы, обеспечивающей возможность визуального определения факта вскрытия бутылки, и носителя информации, которым является используемая в настоящее время федеральная специальная или акцизная марка. Новые правила вступят в силу с 1 января 2009 года, но до 30 июня 2010 года производители смогут реализовать остатки алкогольной продукции, промаркированной в соответствии с действующим порядком.

В настоящее время специальные и акцизные марки размещаются на боковой части бутылки. Это правило было принято после введения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и связано с увеличением количества необходимых сведений на бумажной полоске. «Однако это нововведение создало условие для нелегального вторичного использования бутылок. Нелегальные дельцы организовали пункты приема стеклотары, главным требованием которых было сохранение на бутылках в нетронутом виде акцизных марок. О гремучей смеси вторичного содержимого этих бутылок остается только догадываться», — констатировал сегодня вице-спикер Владимир Катренко.

Чтобы исключить подобные злоупотребления, в новом законопроекте предусмотрено возвращение акцизной марки на горлышко, а также его пломбирование. «Таким образом, станет невозможно отведать содержимое бутылки, не повредив пломбу и бумажный носитель информации», — отметил вице-спикер и подчеркнул, что переходные сроки для реализации остатков алкоголя со старыми акцизными марками предусмотрены для того, чтобы легальные производители не пострадали от очередного нововведения, а алкогольный рынок не погрузился в хаос, свидетелями которого все мы были в конце декабря 2005 года.

Первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов, считает, что в результате принятия этого законопроекта «никакого повышения цен на водку не предвидится».

«Законопроект принят прежде всего для того, чтобы исключить водочный контрафакт, получившую большое распространение паленую водку и использование суррогатов водки и алкоголя, а также неоднократное использование акцизной марки. Сейчас пустые бутылки с оставшейся старой акцизной маркой принимаются на сборных пунктах дороже, чем бутылки без марки. Цель законопроекта — сберечь здоровье граждан», — сказал Морозов.

PR-директор группы компаний «Русский алкоголь» Александр Коровка рассказал Вестям.Ru, что рассматривать нововведение как серьезное увеличение степени защищенности алкогольной продукции от подделок нельзя. «К сожалению, в соседних странах нашу акцизную марку научились подделывать, и клеим мы ее на горлышко или на боковину, сути дела не меняет», — отмечает Коровка. Более эффективным способом предотвратить вторичное использование бутылок, по его мнению, было бы введение уголовной ответственности за это нарушение.

Александр Коровка считает, что изменение способа маркировки приведет к значительным издержкам производителей алкоголя, поскольку установленное оборудование рассчитано на наклейку определенного количества марок. Таким образом, с 2009 года, только из-за акцизной марки водка подорожает на 1-2 рубля, в целом же рост цены на нее составит 20%, в основном, по причине роста акцизов.

Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз сообщил Вестям.Ru, что новая марка приведет к удорожанию водки примерно на 1,7-1,8 рубля. Помимо цены самой марки (около 1,5 рублей), являющейся ценной бумагой, в эту сумму входит стоимость переоснащения оборудования. Но, поскольку, вторая марка вступит в действие только с 2009 года, то эти расходы скажутся на цене продукции только через год. С 1 января 2008 года водка, по прогнозам Дробиза, вырастет в цене на 10% из-за повышения акцизов (они растут на 20% в течение трех лет); удорожания зерна, влекущего повышение стоимости спирта; дополнительных расходов предприятий по переработке отходов спиртового производства, а также общего роста цен на продукты. Стоимость легальной бутылки дешевой водки, которая сейчас составляет 70 рублей, вырастет до 77. «Это приведет к сокращению легального рынка водочной продукции в условиях, когда основная масса населения зарабатывает 4-5 тысяч рублей», — считает Вадим Дробиз.

Вести.ru

***