Роман англичанки Джоан Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти» (ГП7) издан на русском. Это седьмая, заключительная часть эпопеи о волшебном мальчике. В последнем томе Джоан Роулинг особенно старается потрафить именно взрослой аудитории. Чего стоят оруэлловские аллюзии в описании Министерства Магии.

«Дары смерти» вчера отгрузили, а сегодня начали продавать: в России завершилась история волшебного мальчика Гарри Поттера

Тех, кто пересказывает содержание новых книг культового многотомника, проклинают за «спойлерство». Так что вкратце скажем, что в ГП7 с героя, которому исполняется 17 лет, спадают чары, наложенные его матерью. Он забрасывает учебу и становится изгоем в мире, где правит коррупция и злобный Сами-Знаете-Кто. Как обычно, автор то обеляет, то очерняет своих героев. Некоторые из них приобретают в результате таких манипуляций распространенную в наших широтах серость.

В первых главах романа появляются «семь Поттеров»: друзья героя, выпив оборотного зелья, превращаются в его двойников, чтобы сбить с толку преследователей. В эпилоге остепенившийся Гарри провожает своего младшего сына в школу юных волшебников Хогвартс: на платформе девять и три четверти топчется все семейство, то есть «пять Поттеров». Удачно приумножив количество носителей знаменитой фамилии, Джоан Роулинг закольцовывает композицию ГП7 прозрачным намеком на всесильность «поттеровского дела». Стоит добавить, что издатели продолжили традицию улучшения качества перевода: в исполнении Сергея Ильина и Майи Лахути повествование отличается особой гладкостью.

В последнем томе Джоан Роулинг, чье умение все просчитывать ценят едва ли не больше, чем владение словом,— особенно старается потрафить именно взрослой аудитории. Чего стоят оруэлловские аллюзии в описании Министерства Магии. А также — эпиграф из Эсхила и освященные мировой литературной традицией загробные визиты, которые наносит Гарри своим старшим товарищам. Даже сам главный герой кажется слишком резко повзрослевшим. В прошлых книгах писательница тоже не особо загружала молодого человека всеми полагающимися подростковыми проблемами: тут ее неизбежно ограничивали издатели и киношники, которые и так уже были вынуждены перевести свои экранизации в категорию «для детей до 12 только с родителями». А в ГП7 юноша и его ровесники зачастую ведут себя, словно им уже стукнул тридцатник.

Подробнее: Газета «КоммерсантЪ» № 188(3764) от 13.10.2007

КоммерсантЪ

***