В Карелии оказался на грани исчезновения самый большой в Европе оазис девственной природы — Водлозерский национальный парк. Экологи утверждают, что его уникальные озера катастрофически быстро мелеют. Для того, чтобы спасти заповедник нужны деньги, но местные власти не спешат бить тревогу. Исчезновение парка сулит куда большие прибыли, чем может принести туристический бизнес.

Найти в Водлозере место для рыбалки теперь непросто. Самый богатый рыбой водоем Карелии пересыхает прямо подо льдом. Уже в этом сезоне жемчужина крупнейшего в Европе национального парка рискует превратиться в несколько маленьких прудов со стоячей водой. «Это гибель водоема, который признан национальным достоянием, — говорит заместитель главного государственного инспектора по Водлозерскому национальному парку Валерий Гудым. — Это огромная проблема для жителей, проживающих на берегу этого озера. Это закрытие рыбного промысла, традиционного для этих мест».

Работники национального парка сами спускают воду из озера. Выхода нет — прогнившая деревянная плотина постройки 34-го года не выдержит обильного паводка — она уже сейчас «на ладан дышит». Весной сигу и щуке некуда будет прийти на нерест. Коренных жителей — водлозеров — ожидает голодный год. «Лосей валить начнут, — предполагает житель поселка Куганаволока Николай Ковалецкий. — Все зверье погибнет».

У главы поселковой администрации новое занятие — сбор подписей под заявлением в арбитраж. Судиться будут с районными депутатами. Предмет иска удивителен. Депутаты не хотят принимать бесхозную плотину на баланс, а это — единственное условие выделения средств на ее ремонт федеральным правительством — фактически отказываются от денег. «Из уст депутатов звучала такая мысль, что плотина нужна парку. Не будет плотины — не будет и озера, не будет и парка. Не будет парка, мы сможем эти леса вырубить и получить прибыль», — объясняет директор национального парка Олег Червяков.

На живописных островах, где еще сохранились старинные часовенки и заповедные скиты, директор парка мечтает возродить поселения с традиционным укладом. У местных депутатов, а половина из них — руководители леспромхозов, другой взгляд на освоение этой территории. И они его не скрывают. В подтверждение этому — слова депутата райсовета, заместителя директора Пяльмского леспромхоза Николая Первуненского: «Район практически ничего этого не имеет. От парка район не имеет ничего. От лесозаготовок мы бы имели — не жили бы так, как сегодня живут предприятия леса. Я считаю, мы жили бы богаче».

От хищнических вырубок парк сейчас защищает охранная грамота и реестр ЮНЕСКО. Водлозерье объявлено мировым биосферным резерватором — местом сохранения нетронутой европейской тайги. Но если исчезнет озеро, и экологическая ситуация изменится, этот статус могут пересмотреть.

Рассыхающаяся на берегу рыбачья лодка — это пока что только сезонное явление. Озера Карелии вскроются ото льда только через месяц. Но скоро такая картина может стать символом Водлозерского края.

Сергей Бондаренко

Вести.Ru

*