Чем ближе дата пуска самого большого и мощного на Земле ускорителя элементарных частиц, LHC (Large Hadrons Collider – Большой адронный коллайдер), расположенного в Европейском центре ядерных исследований в Женеве, тем сильнее информационный шум вокруг этого события.

Уйти в глубь протона и не заблудиться в глюонном поле – вот мечта нынешнего поколения физиков!

Художник Петер Грик. Ядерное вещество, 2006 год. Источник: gric.at

Кажется, мировое сообщество физиков, занимающихся изучением фундаментального устройства материи, пространства и времени, буквально замерло в ожидании первых экспериментальных данных. Как тот бегун, который ждет команды «Марш!».

Строительство LHC началось еще в 1996 году. Коллайдер будет представлять собой кольцевой ускоритель, расположенный под землей на глубине 100 м. Кольцо LHC длиной 27 километров (sic!) проходит под территориями Швейцарии и Франции. Отдельные части и узлы коллайдера собирали в разных странах мира, в том числе и в России. Запуск его в работу планируется на ноябрь текущего года.

Речь идет о том, что в LHC будут воспроизведены условия, характерные для момента так называемого Большого взрыва, в результате которого родилась наша Вселенная примерно 14 млрд. лет назад. Именно тогда и появилось все вещество Универсума. И одна из самых волнующих загадок – что, собственно, превращает материю в таковую, какие силы (сила?) «лепят» потрясающее разнообразие проявлений этой материи, которое мы наблюдаем во Вселенной, и, в конце концов, что наделяет элементарные частицы массой?

Ответ, во всяком случае теоретический, имеется: кварки.

Сегодня насчитывается около двух десятков разновидностей кварков, все они имеют дробный электрический заряд (кварки: +2/3, –1/3, антикварки: -2/3, +1/3) и располагаются внутри элементарных частиц триадами. Изучение этих фундаментальных кирпичиков материи проводится в основном на протонах. И сравнение с «кирпичиками» здесь совсем не случайно – кварки, так же как и глиняные блоки в наших домах, соединяются между собой особым «цементным раствором» – глюонным полем (от англ. glue – клей). И, как показывают исследования, эта связующая материя намного важнее для физики, чем сами кварки: по некоторым оценкам, глюонное поле содержит 98% всей массы протона (sic!).

Уникальный физический прибор LHC, как надеются ученые (некоторые в этом даже абсолютно уверены!), и позволит изучить самые тонкие механизмы функционирования пространства-времени. Внутри установки будут воспроизведены процессы, результаты которых, по мнению специалистов «Центра высокотемпературной техники», участвующих в создании ключевых узлов LHC – торцевых адронных калориметров, могут привести к открытиям настолько колоссальным, что «определят генеральное развитие науки и технологии в XXI веке». Вряд ли это преувеличение.

Весь материал в «Независимой газете».

"Независимая газета"

***