Совет Европы рекомендовал 47 государствам-членам «твердо противостоять» преподаванию креационизма как научной дисциплины в школах. Резолюция под названием «Опасность креационизма в образовании» была принята на голосовании в ходе пленарного заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Документ получил одобрение 48 членов ассамблеи, в то время как 25 участников голосования высказались против.

Поводом для создания отчета ПАСЕ стало то, что мусульманская издательская группа в Турции разослала исламский креационистский учебник в школы нескольких стран. Отчет ПАСЕ упоминает также и о других попытках внедрить креационизм в программу преподавания естественных наук в некоторых европейских странах, включая Бельгию, Францию, Германию, Грецию, Италию, Нидерланды, Польшу, Россию, Сербию, Испанию, Швецию, Швейцарию, Турцию и Великобританию.

Креационизм, или intelligent design («разумный план») – претендующее на научный статус учение, согласно которому жизнь и Вселенную создало некое Высшее существо. Оно зародилось в США в среде сторонников буквального толкования Библии. В докладе подчеркивается, что это «почти исключительно американское явление», однако некоторые его элементы уже неоднократно пытались укорениться и в Европе. Указывается также на существование мусульманской (турецкой) версии креационизма – так называемого «Атласа креационизма» (The Atlas of Creation), распространяемого в школах Бельгии, Франции, Испании и Швейцарии. Основная цель современных креационистов – это внедрение под видом науки некоторых сугубо религиозных идей в учебные курсы.

Резолюция, основанная на отчете о попытках внедрить креационизм в программу преподавания в Европе, «ставит целью предупреждение тенденции к выдаче верования за науку. Парламентская ассамблея обеспокоена возможным негативным эффектом распространения идей креационизма в наших образовательных системах, а также последствиями для нашей демократии. Если мы не будем осторожны, креационизм может стать угрозой правам человека», говорится в докладе ПАСЕ.

Как рассказывает издание «Новая Европа», документ также призывает государства-члены «защищать и способствовать распространению научных знаний» в школах и противостоять попыткам поставить креационизм на одну ступеньку с теорией эволюции Чарльза Дарвина, основой современной биологии.

Сторонники резолюции заявляют, что она не задумывалась как атака на веру: «Существуют различные взгляды на сотворение мира, и мы уважаем их, – сказала в интервью «Рейтер» либеральный парламентарий из Люксембурга Анн Брассер, одна из авторов отчета. – Наша основная мысль заключается в том, чтобы по возможности избежать представления креационизма как науки и чтобы креационизм не преподавался в качестве науки. Именно в этом и заключается опасность».

Данная резолюция не имеет обязательной силы для стран-членов, однако решения ПАСЕ обладают некоторым весом, поскольку в нее входят парламентарии из национальных собраний стран-членов.

В Русской православной церкви считают, что ПАСЕ не удастся убедить европейских школьников в идеальности теории Дарвина.

Подробнее: МК

МК

*