Молодежь и секс? «Постидеологическое отношение. Спокойное». Интимные отношения? «Это первое, что молодые люди ищут в отношениях в паре. Но – внимание – ищут довольно своеобразно. У них новый, прагматичный подход. Он исключает ежедневное общение и отражает бдительное отношение к собственной индивидуальности». Эти слова принадлежат социологу.

Франко Гарелли несколько лет назад провел для издательства Mulino исследование о любви и сексе в молодежной среде. Самым поразительным результатом этого исследования является то, что первый сексуальный опыт имеет место в 13-15 лет (и это явление наблюдается свыше 20 лет). Практически трое из четырех опрошенных не колеблясь заявили, что являются «верными» партнерами. «И все это, невзирая на отношение к этому вопросу, которое очень часто вырабатывалось через обязательства, стимулы и просьбы, от которых молодые люди не намерены отказываться», – отмечает Гарелли, не перестающий внимательно наблюдать за поколением, осуществляющим быстрый переход от пост- к постпостидеологии.

Эксперты внимательно наблюдают, внимательно прислушиваются. Но здесь, в Италии, специалисты не радуют нас большим количеством исследований, чтобы рассказать об этой молодежи, которой слишком часто удается застать нас врасплох. Вспомним хотя бы трагедию, произошедшую в Гарласко. Альберто Стази и Кьяра Поджи предпочитали больше времени уделять работе и учебе, чем жить в симбиозе, рука об руку? Спать вместе каждую ночь? И эти детали стали составными частями обвинения в отношении Альберто (речь идет об убийстве 26-летней Кьяры Поджи в городе Гарласко в провинции Павия 13 августа 2007 года. Подозреваемым в убийстве оказался ее жених. – Прим. ред.). Также думал и Тони Сервилло, прекрасно сыгравший роль комиссара в фильме «Девушка с озера» (La ragazza del lago): у Роберто и Анны не было сексуальных отношений, несмотря на то, что они были помолвлены. Абсолютно справедливо подозревать Роберто в убийстве Анны.

И все же. «Отношения внутри пары изменились», – утверждает Кьяра Сарачено, социолог и эксперт в данном вопросе. Она говорит: «Сегодня вполне нормально в довольно раннем возрасте формировать пару. Но все еще наблюдается тенденция все более позднего вступления в брак. И в наши дни отказ от совместного проживания, стремление иметь собственное пространство уже воспринимается не как каприз, а как необходимость. У молодых людей проявляется сильное желание самоутверждения и обеспечения собственных интересов. И ни один из партнеров не ищет этого утверждения в паре». Но и не в сексуальных отношениях, как это было раньше.

У молодых итальянцев мало секса? Конечно же, но не как у французов. Пока, по крайней мере. Во Франции об этом задумался обозреватель Жан-Филипп Де Тоннак, рассказавший об асексуальной революции (суть которой заключается в сведении сексуальных отношений к нулю), которая обсуждается молодыми людьми на интернет-сайтах, на конференциях, в ассоциациях. В Италии по этому вопросу нас просветила Алессандра Грациоттин, возглавляющая в Милане гинекологический центр Сан-Рафаэле: «Правда заключается в том, что возраст первого сексуального опыта неуклонно снижается. Иногда молодые люди вступают в интимную связь, не достигнув 12 лет. И таким образом, после такого активного секса, когда партнеры формируют стабильную пару, они очень быстро перестают испытывать сексуальное влечение друг к другу».

Мы молодые итальянцы. Мы не похожи на молодых женщин, о которых в своей недавно вышедшей в США книге Unhooked («Свободные от обязательств») рассказала лауреат Пулитцеровской премии Лора Сешенс Степп. Там после периода безумного секса сначала теряют любовь, а потом и само желание жить. Нет, у наших молодых людей есть голова на плечах. Они блюдут свои интересы и стараются сохранять самостоятельность.

«Это не их вина. Все дело в том, что мы являемся свидетелями дрейфа общества в сторону индивидуализма», – убеждена Анна Оливерио Феррарис, психолог, специализирующийся на вопросах физического и духовного развития личности. Она утверждает: «Достаточно посмотреть мультфильмы, книги для детей, телеканалы, такие как Disney channel, чтобы понять: повсюду присутствует побуждение к индивидуализму, к тому, чтобы со всеми проблемами справляться самостоятельно, искать силы в самом себе».

Быть может, именно по этой причине на пороге вступления в брак одна из 110 пар в возрасте до 30 лет думает, что для сохранения отношений в паре много важнее свобода каждого, чем равенство, а также отсутствие конфликтов? Исследование по этой теме провел Витторио Филиппи, социолог из Венеции. Если взаимное уважение является одним из главных условий (86,2%), то личная свобода со своими 15,4% лишь немного уступает сексуальному комфорту (21,1%) и желанию иметь детей (20,1%).

«Стоит отметить, что наши молодые люди переживают феномен, описанный Аристотелем в Древней Греции. Речь идет о filia, привязанности, которая воспринимается как крепкая дружба и сотрудничество, отделенная от эроса – страсти, от которой захватывает дух и которая оправдывает самое невероятное поведение». Эва Кантарелла изучает античность, уделяя особое внимание женской тематике.

Чтобы прийти к нашим дням, ей пришлось преодолеть тернистый путь: через христианство (потому что именно в III веке после Рождества Христова родилась концепция современной супружеской пары как свободного выбора, а не навязанного решения) к романтизму («когда семья окончательно основывалась на истинных любовных чувствах»).

В наши дни мы являемся свидетелями революции. Привязанность будет отделена от эроса. Личная свобода имеет более важное значение, чем равенство в паре. Обязательства каждого имеют больший приоритет, чем необходимость быть вместе все время. Но певец Коччанте напоминает нам: «Когда кончается любовь, так же как закончилась моя, без причины, без повода, просто так, ты ощущаешь комок в горе, ты чувствуешь дыру в желудке, ты ощущаешь пустоту в голове». Сейчас очень трудно разобраться в происходящем. Как во времена христианства. Или романтизма. Во времена наших дедушек и бабушек. И внуков наших детей.

Алессандра Араки

Inopressa

***