Жизнь дороже денег
Даже официальная инфляция кладет на лопатки и правительство, и большинство россиян. Под конец минувшей недели официальная российская статистика подвела неутешительные для большинства наших сограждан итоги жизни страны за последние 9 месяцев. Вопреки прогнозам бывшего главы МЭРТ Германа Грефа инфляция выросла в сентябре на 0,8% и с начала года составила уже 7,5%.
Для того чтобы правительство уложилось в отведенные рамки, в четвертом квартале, по итогам октября, ноября и декабря, рост цен в сумме не должен превысить 0,5%. То бишь 0,17% в каждом месяце. Тому, кто может в это поверить, наверное, надо готовить самую благоустроенную палату в психиатрической клинике с золотой табличкой на входе: “За верность правительству, превосходящую разум”.
Хотя бы по той причине, что годом ранее за тот же период инфляция в России была зафиксирована на уровне 7,2%, что на 0,3% меньше, чем сейчас. Если же учесть, что в четвертом квартале экономику ожидает очередной вспрыск денег, дай бог, как говорится, нашему теляти уложиться в прошлогодние 9%. Впрочем, дело даже не в общей цифре, в которой одновременно учитываются цены и на хлеб, и на туалетную бумагу, и на предметы роскоши, недоступные большинству наших сограждан.
Сентябрь стал грозным предостережением для тех, кто привык жить на зарплату и пенсию. Поскольку именно в этом месяце, как бесстрастно зафиксировали государственные статистики, в первый осенний месяц произошел рост цен на 89% наблюдаемых ими продуктов питания. Если же вспомнить, что не менее половины населения тратят более 50% своего дохода на продукты питания, то официальное заявление Росстата о снижении стоимости минимального набора продуктов питания в сентябре на 1% можно выкидывать туда, куда отправляется использованная туалетная бумага. На те 1640 рублей стоимости минимального продовольственного набора (данные по сентябрю) надо заставить питаться в течение месяца тех чиновников, которые приняли эти нормы. А через месяц заслушать их доклад и провести медицинское обследование организма.
Впрочем, это наблюдение статистиков — лишь попытка хоть как-то подсластить горькую пилюлю общего подорожания даже этой минимальной корзины с января на 11,3%. Согласно данным того же Росстата, за январь—сентябрь с начала года цены на хлеб и хлебобулочную продукцию выросли на 20%, на крупу и бобовые — на 15,9%, на макароны — на 13,8%. Молочные продукты за 9 месяцев подорожали на 12% (само молоко только в сентябре подскочило на 9,4%), сливочное масло — на 17,1%, подсолнечное — на 17,2%. С учетом подорожания ЖКХ за тот же период на 13,3% от таких цифр впору разве что напиться, но и спиртное тоже выросло в цене, правда, всего лишь на 5,2%. И это только по официальным, приглаженным данным.
А в реальности дело обстоит еще хуже. Достаточно пройтись по супермаркетам, чтобы увидеть, как сначала переписали ценники на ту же вареную колбасу, стоившую в январе 170—190 рублей, — сейчас не найти дешевле 220—230 рублей.
Дальше будет только хуже. Недавно министр сельского хозяйства Алексей Гордеев признал, что в России сложился реальный дефицит говядины, и заявил, что импорт по сравнению с прошлым годом придется увеличить на 40%. При этом из уст министра прозвучал еще один тревожный звонок: “Мы полностью зависим от ценовой ситуации на Западе”. На котором, заметим, продовольствие тоже дорожает. В первую очередь зерно и иные корма для скота. Как результат, взлетают цены и на продукцию животноводства. Причем не только на мясо, но и на, к примеру, сухое молоко. По этому важнейшему импортируемому товару вследствие и общего удорожания продукции, и отмены Евросоюзом экспортных субсидий для фермеров оптовые цены только за последний летний месяц выросли на 40%.
А что же наше правительство? Как оно реагирует на тревожную статистику?
*